Это первая инновационная программа дошкольного образования,
получившая рекомендацию Министерства образования. Разработана
сотрудниками лаборатории дошкольного воспитания Института общего
образования под руководством Т. Н. Дороновой. Рассчитана на работу с
детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности
детей. По своим целям и задачам данная программа существенно не
отличается от традиционной. Основными ценностями ориентирами она так же,
как и традиционная, считает охрану и укрепление здоровья детей,
создание условий для полноценного и своевременного психического
развития, обеспечение счастливого детства каждому ребенку. Однако в
определении конкретных задач психического развития эта программа
существенно отличается от традиционной.
Теоретической основой данной программы служит концепция А. Н.
Леонтьева, где основными категориями анализа психики являются
деятельность, сознание и личность. Для каждого возраста определены
конкретные задачи развития деятельности, сознания и личности
дошкольника. Так, к задачам развития деятельности относятся формирование
мотивации разных видов деятельности (игровой, учебной, трудовой),
формирование произвольности и опосредованности психических процессов,
становление способности адекватно оценивать результаты деятельности и т.
д. Задачи развития сознания — это расширение знаний ребенка о мире,
знакомство со знаковыми системами, развитие воображения и логического
мышления. Задачи развития личности предполагают воспитание уверенности в
себе и самостоятельности, установление доверительных отношений и личных
контактов со взрослыми, формирование отношений взаимопомощи и
сотрудничества между сверстниками, воспитание эмоциональной отзывчивости
и т. д. Программа построена по возрастному принципу и обеспечивает целостное
поступательное развитие детей. Для каждого возраста определены главные
психологические новообразования, на формирование и развитие которых
направлена конкретная педагогическая работа. Например, для младшей
группы (два – три года) таким новообразованием является развитие
способности к целеполаганию, т. е. формирование представлений,
предвосхищающих результат деятельности; для детей старшего дошкольного
возраста (пять – шесть лет) — это умение владеть своим поведением и
собственными психическими процессами (формирование произвольного
внимания, памяти и т. д.). Развитие этих новообразований происходит в
различных видах детской деятельности. Важнейшие виды деятельности
дошкольника обозначены в программе цветами радуги (отсюда и название
данной программы). Коротко остановимся на этих видах деятельности детей.
Красный цвет радуги символизирует физическое воспитание. Авторы
считают, что физкультура обеспечивает здоровье ребенка и его радостное
самоощущение. Дошкольник должен почувствовать радость от мышечных
упражнений, полюбить двигательную активность и приобщиться к здоровому
образу жизни. В специальном разделе программы содержатся рекомендации по
закаливанию, физкультурно-оздоровительной работе, формированию
двигательных навыков. Предлагается примерный комплекс физических
упражнений, соответствующий возрастным возможностям детей и
обеспечивающий освоение двигательных навыков.
Оранжевый цвет символизирует ведущую деятельность дошкольника — игру.
Ориентация на мотивы игры и преобладание в жизни детей игровой
деятельности — такие акценты отличают эту программу. Активность и
интерес детей к занятиям рекомендуется стимулировать игровыми мотивами:
вводятся игровые кукольные персонажи, создаются воображаемые ситуации,
проигрываются различные сюжеты и т. д. В специальном разделе программы
«Играем с детьми» раскрывается важнейшее значение игровой деятельности
для развития дошкольника, для формирования его положительного
эмоционального самоощущения и даются методические рекомендации по
организации игры детей. Желтым цветом обозначены такие важные для дошкольного возраста виды
деятельности, как рисование и творческий труд. Основу разделов по
изобразительной деятельности составляет изучение народного творчества.
Дети рассматривают и пытаются создавать деревянные и глиняные игрушки,
керамическую посуду и др.
С зеленым цветом соотносится конструирование, которое открывает
большие возможности для развития воображения, фантазии,
целенаправленности и произвольности действий дошкольника.
Голубой цвет «окрашивает» занятия музыкального и пластического цикла.
Синий цвет символизирует то, что необходимо, как воздух, — развитие
речи. В разделах «Ребенок и окружающий мир» и «Обучение родному и
иностранному языку» занятия по развитию речи для разных возрастных групп
составлены особенно тщательно и детально методически проработаны.
Программа содержит множество интересных и полезных игр и занятий,
направленных на развитие речи дошкольников. На этих занятиях необходимо
не только расширять словарный запас и учить грамматически правильно
строить речь, но и овладевать языком как средством общения (учить
общаться со взрослыми и сверстниками, понятно излагать собственные
мысли, уметь выслушать и понять другого).
Наконец, фиолетовый цвет символизирует занятия по развитию
математических представлений. Авторы программы рекомендуют педагогам
создавать на занятиях по математике атмосферу поддержки и
доброжелательности, в которой ребенок не боялся бы сделать ошибку,
высказать свое мнение, не боялся бы отстаивать свою точку зрения.
Кроме рекомендаций по содержанию деятельности и организации занятий,
программа огромное внимание уделяет формированию взаимоотношений и
общения детей со взрослыми. Опираясь на концепцию М. И. Лисиной, в
которой движущей силой развития ребенка считается его общение со
взрослым, авторы программы справедливо полагают, что полноценное
воспитание и образование ребенка возможно только при наличии адекватных
форм общения со взрослым и только в атмосфере доброжелательности. В
основу программы положены принципы, отражающие гуманистические
установки: § уважение к свободе и достоинству каждого ребенка;
§ создание условий для развития его индивидуальности;
§ обеспечение психологического комфорта;
§ наличие «свободного педагогического пространства» для проявления индивидуальной активности как воспитателя, так и ребенка;
§ взаимодействие воспитателя с ребенком по типу субъект-субъектного общения.
На реализацию данных принципов направлены многие педагогические
установки, среди которых можно выделить следующие. Во-первых, один и тот
же педагог работает с детьми начиная с младшего возраста и до их
выпуска из детского сада, что обеспечивает прочные индивидуальные
контакты и психологический комфорт в группе.
Во-вторых, в каждой группе детского сада формируются свои особые
традиции, среди которых, например, регулярные подарки всем детям
(ленточки, открытки, сладости), акцент на уважении к личной
собственности каждого ребенка (личные игрушки ребенка, принесенные из
дома, не должны отбираться ни воспитателем, ни другими детьми),
ежедневный рассказ воспитателя о достижениях каждого ребенка. Кроме
того, проводятся традиционные еженедельные («Утро радостных встреч» — по
понедельникам; «Сладкий вечер» — по средам и т. д.) и ежемесячные
мероприятия (праздники для детей с родителями). Важной традицией
детского сада является торжественное переселение детей из одной группы в
другую — «Праздник новоселья», в котором самое активное участие
принимают все дети.
В-третьих, возможность выбора как для воспитателя, так и для каждого
ребенка. В режиме дня детского сада предусматривается наличие свободного
времени, когда и воспитатель, и дети имеют возможность самостоятельно
выбирать себе занятия. При выборе содержания занятий учитываются
интересы и предпочтения детей. Учитывая традиции группы, воспитатель
может самостоятельно выбирать формы деятельности детей, содержание
музыкальных и литературных произведений, развлекательные мероприятия,
направленные на психоэмоциональную разрядку детей, и т. д. В-четвертых, программа «Радуга» позволяет удовлетворить потребность
ребенка в свободной двигательной и игровой активности. Программа
предлагает отказаться от обязательных фронтальных занятий и свести к
минимуму те формы детской деятельности, которые требуют длительного
пребывания в неподвижном состоянии.
Все это обеспечивает детям возможность радостно и счастливо «прожить» дошкольный период детства.
Программа «Радуга» детально методически проработана. Для каждой
возрастной группы издается комплект пособий по каждому из направлений
работы воспитателя. Пособия содержат перечень программных задач и
методических рекомендаций. В настоящее время программа «Радуга»
продолжает развиваться и обновляться. Так, в журнале «Дошкольное
воспитание» систематически появляются новые материалы и методические
разработки в помощь педагогам, работающим по данной программе.
|