Физическая
подготовленность определяется уровнем сформированности у детей физических
качеств (сила, ско-ростно-силовые качества, быстрота, гибкость), координационных
способностей (равновесие) и степенью сформированности двигательных навыков.
После обследования ннализируются показатели каждого ребенка и полученные данные
сопоставляются с общепринятыми нормами.
В
физкультурном зале проводятся обследования таких физических способностей, как
скоростно-силовые качества:
бросок
набивного мяча двумя руками из-за головы (4—7 лет); прыжок в длину с места (4—7
лет);
гибкость
— отодвигание кубика как можно дальше от пяток, сидя на полу (5—7 лет);
удержание
равновесия (5—7 лет).
На
физкультурной площадке обследуются такие качества, как:
быстрота
— бег на 10 или 30 м (4—7 лет);
скоростно-силовые
качества — метание мешочка с песком весом 150—200 г правой и левой рукой (4—7
лет).
Внимание!
Оценка показателей физической подготовленности проводится в соответствии с
возрастом ребенка. Определение возраста осуществляется по методике, принятой в
медицинской практике. К пятилетним детям относят детей от 4 лет 6 месяцев до 5
лет 5 месяцев 29 дней, к шестилетним — от 5 лет 6 месяцев до 6 лет 5 месяцев
29 дней и т. д. Поэтому среди детей одной возрастной группы будут встречаться
дети двух, а то и трех различных возрастов и оценивать их физическую
подготовленность нужно по разным оценочным таблицам.
При
оценке данных мы рекомендуем воспользоваться методическим пособием
«Организация медицинского контроля за развитием и здоровьем дошкольников и
школьников на основе массовых скрининг-тестов и их оздоровление в условиях
детского сада, школы» (под ред. академика Г. Н. Сердюковской. — М., 1993).
МЕТОДИКИ
Бег на 10 м с ходу или на 30 м со старта
Тесты проводятся на беговой дорожке длиной 50 м, шириной 2—3 м, с
асфальтовым покрытием двумя взрослыми (воспитателем по физкультуре и
воспитателем группы). Для первого теста размечается дистанция 30 м. На линии 10
м отрезка (т. е. старта) и линии финиша делаются две отметки. Ребенок
разгоняется от метки «старт» (0 м) до метки 10 м так, чтобы он набрал к ней
максимальную скорость. Воспитатель стоит на метке 10 м. В тот момент,
когда ребенок пробегает мимо взрослого, педагог делает
отмашку флажком. По этому сигналу другой взрослый, стоящий на линии финиша,
включает секундомер и выключает его, когда ребенок пересекает линию финиша.
Второе
тестирование также проводится двумя взрослыми: один с флажком находится на
линии старта, второй с секундомером — на линии финиша.
По
команде «Внимание!» двое детей подходят к линии старта и принимают стартовую
позу стоя, так называемый высокий старт. По команде «Марш!» и отмашке флажком
начинают бег. Одновременно взрослый, стоящий на линии финиша, включает
секундомер. Во время пересечения финишной линии секундомер выключается. Время
фиксируется взрослым, стоящим на линии финиша.
Бросок набивного (медицинского) мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы из исходного положения стоя
Испытание
проводится на ровной площадке длиной не менее 10 м. Ребенок встает у
контрольной линии разметки и бросает мяч из-за головы двумя руками вперед из
исходного положения стоя — одна нога впереди, другая сзади или ноги врозь. При
броске ступни должны сохранять контакт с землей. Допускается движение корпуса
вперед, сопровождающее произведенный бросок. Делается три попытки. Засчитывается
лучший результат.
Прыжок в длину с места
Ребенок
прыгает, отталкиваясь двумя ногами с интенсивным взмахом руками от размеченной
линии отталкивания на максимальное для него расстояние, и приземляется на обе
ноги. Для приземления можно использовать тонкий матрасик или резиновую дорожку.
При приземлении нельзя опираться сзади руками.
Взрослый
при помощи рулетки или сантиметровой ленты измеряет расстояние между линией
отталкивания и отпечатком ног (по пяткам) при приземлении (в см). Засчитывается
лучшая из трех попыток.
Определение гибкости
Ребенок
сидит на ковре, ноги врозь на ширине плеч, колени выпрямлены. Взрослый
прижимает рукой колени ребенка к полу. Между стопами ребенка расположен кубик
(пятки ног и кубик находятся на одной черте).
Задание ребенку: наклониться и отодвинуть кубик руками как можно дальше.
Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую
ребенок упирался пальцами. Засчитывается результат только одной попытки.
Определение
функции равновесия
Ребенок
стоит босиком, носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке
впередистоящей ноги. Руки внизу.
Задание
ребенку: устоять в такой позе с открытыми глазами как можно дольше.
Оценивается
время (в секундах) удержания позы с момента принятия и до момента, когда
ступни ног сдвинутся О места или ребенок пошатнется.
Примечание.
Поверхность, на которой стоит ребенок, должна быть ровной и жесткой.
Метание
мешочка с песком весом 150—200 г правой и левой рукой
После
разминки взрослый предлагает ребенку произвести три броска мешочков каждой
рукой как можно дальше. При броске ребенок принимает следующее исходное положение:
стоя одна нога впереди, другая на расстоянии шага, рука с мешочком за головой.
Взрослый
осуществляет замер после каждого броска и лучший результат заносит в протокол.
Педагоги
и специалисты ДОУ по своему усмотрению могут дополнять вышеперечисленный
необходимый минимум диагностических методик.
|