Существуют специальные шкалы, устанавливающие социальную
зрелость детей, способность их к самостоятельному удовлетворению простейших
потребностей, умению адаптироваться к разнообразным условиям окружающей среды.
Достаточно известной является шкала Вайнленд, предназначенная для изучения
способностей ребенка обслуживать себя и брать на себя ответственность. Она содержит
117 пунктов, сгруппированных по разным возрастным уровням, и включает восемь
областей поведения: общее самообслуживание, самообслуживание во время еды, при
одевании, саморегуляцию, навыки общения, предпочитаемые занятия, особенности
моторики, социализацию.
Для оценки уровня умственного развития дошкольников
чаще всего используются шкала Стенфорд — Вине, тест Векслера и тест Равенна.
Для этих же целей могут использоваться и методики Пиаже.
В отечественной педагогике и психологии разработано
несколько диагностических пакетов, позволяющих оценить готовность ребенка к
школе. Важнейшими показателями являются уровень сформированности
произвольности внимания, памяти; навыки сотрудничества (кооперации),
качество речи, коммуникативные и социальные навыки,
общий уровень культуры и сформированность представлений о конвенциональных
нормах; качество социализации, представление о нормах коммуникации и
справедливости, уровень моральных суждений и оценок, готовность к моральному
выбору. Для мониторинга достижений по программе нам представляется
целесообразным использовать в работе следующие методики:
Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б.
Эльконина, А. Л. Венгера)
Цель: выявление сформированности внутренней позиции
школьника, мотивации учения.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком,
ответы на вопросы.
Проба на познавательную инициативу «Незавершенная
сказка»
Цель: выявление развития познавательных интересов и
инициативы.
Возраст: 6,5—8 лет.
Метод оценивания: чтение незавершенной сказки в
индивидуальном обследовании.
Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха
(Рефлексивная оценка — каузальная
атрибуция неуспеха)
Цель: выявление адекватности понимания учащимся причин
успеха/неуспеха в деятельности.
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод
оценивания: индивидуальная беседа.
Вопрос: «Бывает так, что ты рисуешь, лепишь или
складываешь конструктор и у тебя не получается?»
При утвердительном ответе задается еще один вопрос: «А
как ты думаешь, почему у тебя не всегда получается?»
При отрицательном ответе можно сделать вывод о низкой
рефлексии или некритичной самооценке.
Вопрос: «Какие задания ты любишь — трудные или легкие?
»
При ответе «У меня всегда получается» опрос прекращается.
Критерии оценивания:
Собственные усилия — не старался, бросил, надо
учиться, надо попросить, чтобы объяснили, помогли и т. п.
Объективная сложность задания — очень трудная,
сложная, не для детей, для более старших и т. д.
Способности — не умею, у меня всегда не получается.
Везение — просто не получилось, потом (в другой раз)
получится, не знаю почему, случайно.
Уровни оценивания:
1. Ребенок
ссылается на способности, везение.
2. Ребенок
ссылается на объективную трудность и на не
достаточность усилий.
3. Ребенок
ссылается на недостаточность усилий.
Задание на учет мотивов героев в решении моральной
дилеммы (модифицированная
задача Ж. Пиаже, 2006)
Цель: выявление ориентации на мотивы героев в решении
моральной дилеммы (уровня моральной децентрации).
Возраст: 6,5—7 лет.
Метод
оценивания: индивидуальная беседа.
Описание задания: учитель читает текст рассказа
ребенку и задает ему вопросы.
Текст рассказа
Маленький мальчик Сережа захотел помочь маме помыть
посуду. Он вымыл чашку и хотел поставить ее на стол, но поскользнулся, упал и
уронил поднос, на котором стояли чашки. Пять чашек разбилось.
Другой мальчик Петя, когда его мамы не было дома, захотел
взять из буфета варенье. Полка, на которой стояла банка, была высоко, и он
встал на стул. Пытаясь достать варенье, он зацепил чашку. Она упала и
разбилась.
Вопросы:
1. Кто из детей больше
виноват?
2. Кто
заслуживает наказания? Почему?
Критерии оценивания: выделение мотивов поступ
ка (ответы на вопросы 1 и 2).
Уровни оценивания
К вопросу 1:
Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка —
ответа нет, оба виноваты.
Ориентация на объективные следствия поступка — виноват
больше Сережа, потому что разбил пять чашек, а Петя только одну.
Ориентация на мотивы поступка — Сережа хотел помочь
маме, а Петя — съесть варенье, виноват больше Петя.
К вопросу 2:
Отсутствует ориентация на обстоятельства поступка —
следует наказать обоих: оба виноваты, оба поступили плохо.
Ориентация на объективные последствия поступка —
следует наказать Сережу: он виноват больше, так как разбил больше (много)
чашек.
Ориентация на мотивы поступка — Петя виноват больше,
ведь Сережа хотел помочь маме, а Петя — удовлетворить свои желания. Ориентация
на намерения героя. Проявление децентрации как учета намерений героя рассказа.
В остальных образовательных областях используются
традиционно сложившиеся и оправдавшие себя в практике методики, описанные
авторами в методических рекоменда
циях к программе. В частности, вы найдете такие
программы обследования детей в ключевых областях формирования элементарных
математических представлений, основ логического мышления ребенка, подготовки к
обучению грамоте.
|