Система мониторинга достижения детьми планируемых
результатов освоения программы обеспечивает комплексный подход к оценке
итоговых и промежуточных результатов, позволяет осуществлять оценку динамики
достижений детей и включает описание объекта, форм, периодичности и содержания
мониторинга. Полученные результаты помогают осознанно планировать
образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка
и группы в целом.
Объектом мониторинга являются физические, интеллектуальные
и личностные качества ребенка.
Содержание и набор методик мониторинга определяется
видовой принадлежностью ДОУ, а значит, наличием (или отсутствием) в штате
детского сада определенных специалистов.
Медицинские работники ДОУ проводят мониторинг здоровья. Педагоги получают от
медиков следующую информацию по каждому ребенку:
физкультурную группу;
различные ограничения (по физической нагрузке, посещению
некоторых занятий (например, в бассейне), закаливанию, питанию).
Информация по ограничениям может поступать, уточняться
в течение года. Это связано с тем, что данная информация более мобильна и
изменяема, так как связана с перенесенными заболеваниями и текущим состоянием
здоровья ребенка (см. таблицу в приложении).
Учитывая то, что по медицинской этике часть информации
(диагнозы) остается закрытой для педагогов, последним необходимо проводить
индивидуальный опрос родителей в рамках взаимодействия с семьями воспитанников.
Это могут быть индивидуальные беседы, опросники, анкеты. Важно помнить, что
степень откровенности ответов на поставленные вопросы определяют только сами
родители.
Следует особо подчеркнуть, что данные медицинских
осмотров, проводимых в рамках диспансеризации или других обследований,
непременно доводятся в индивидуальной форме до родителей ребенка. В случае
выявления каких-либо отклонений от нормы администрация ДОУ имеет право
направлять ребенка на дополнительное консультирование к специалистам.
Воспитатели по физической культуре (воспитатели) дважды в год (в сентябре и мае) на учетно-контрольных
диагностических) занятиях проводят мониторинг физической
подготовленности детей (см. приложение). Это позволяет:
определить технику овладения детьми основными двигательными
умениями;
определить индивидуальную нагрузку;
наметить необходимые физкультурно-оздоровительные
мероприятия;
выявить и своевременно устранить недостатки в работе
по физическому воспитанию.
Участие в обследовании принимают старший воспитатель,
медицинская сестра, воспитатели ДОУ.
Педагоги. Воспитатели
осуществляют мониторинг в основном в виде педагогических наблюдений два раза в
год (как минимум): в начале и конце учебного года. Длительность проведения —
две недели. Педагогические наблюдения проводятся по следующим направлениям
развития ребенка: познавательно-речевому, художественно-эстетическому,
социально-личностному. В каждом возрасте существуют свои нюансы проведения
мониторинга, которые описаны в частных методиках программы.
Психолог. Мониторинг
общего психического развития детей требует участия в обследованиях специально
подготовленных специалистов, владеющих методиками проведения и интерпретации
результатов психологических методик. Наиболее важными для диагностики развития
маленьких детей признаются моторная и познавательные сферы, речь и социальное
поведение (А. Анастази, 1982, Й. Шванцара, 1978 и др.) (см. приложение).
Логопед детского
сада проводит диагностические методики в рамках коррекционных программ,
используемых специалистом.
Старший воспитатель анализирует и обобщает данные мониторинга. На основании полученных
данных проводится коллективное обсуждение каждой группы с педагогами и
специалистами, работающими с детьми конкретной группы, согласовываются
действия воспитателей и специалистов, осуществляется (при необходимости)
корректировка воспитательно-образовательной работы с детьми.
Данные итогового мониторинга являются результатом
освоения программы.
|