Детский сад становится социальным центром помощи семье
в воспитании ребенка дошкольного возраста.
Расширяется спектр доступных педагогам форм взаимодействия
с семьей — разнообразные консультации, семейные клубы (кружки), совместный
досуг, творческие проекты, фестивали и выставки, спортивные мероприятия,
праздники, традиции и пр. Они объединяют учреждение и семью в единое
воспитательно-образовательное пространство развития ребенка-дошкольника.
По мнению авторов Концепции дошкольного воспитания (В.
В. Давыдов, В. А. Петровский, Р. Б. Стеркина и др.), в отношениях между
родителями, педагогами и детьми центральное место должно занимать не
авторитарное, а личностно ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком.
Это значит, что педагоги и родители должны в процессе
общения обеспечить ребенку:
чувство психологической защищенности;
доверие к миру;
эмоциональное благополучие;
формирование базиса личностной культуры;
развитие его индивидуальности.
Этот результат может быть достигнут только при условии
взаимодействия детского сада и семьи.
Гармоничное взаимодействие не подразумевает
равнодо-левого участия педагогов и родителей в воспитательно-образовательном
процессе.
Если в вопросах обучения, образования приоритетная
роль принадлежит детскому саду, располагающему профессиональными кадрами, а в
вопросах развития в среднем ситуация пятьдесят на пятьдесят, то в вопросах
воспитания ведущая роль принадлежит семье.
Однако процесс взаимодействия практически всегда запускается
по инициативе педагогов. И насколько продуманным будет этот процесс, настолько
эффективным будет и результат.
Современный родитель стремится к диалогу, он хочет,
чтобы его пожелания по воспитанию ребенка учитывались, его мнение было
услышано, его взгляды были учтены в работе воспитателей. Сделать это нелегко.
Построение гармоничного, адекватного взаимодействия с родителями требует
много терпения, такта, мудрости.
По целевым установкам можно выделить три основных
направления: разных вопросах. Сюда относятся дни открытых дверей,
консультации, родительские кружки (клубы), мастер-классы и т. п.;
мероприятия ДОУ, объединяющие родителей и детей с
целью лучше узнать ребенка, наладить содержательное общение и т. п. Сюда
относятся праздники и досуги, совместные мероприятия, экскурсии, традиции
(«Встречи с интересными людьми» и т. п.);
мероприятия в семье, используемые в работе ДОУ с целью
повышать инициативность и заинтересованность родителей. Сюда относятся выставки
по увлечениям ребенка, выставки совместных работ родителей и детей по заданной
тематике («Снеговики» и т. п.), дидактические альбомы («Моя семья», «Домашние
любимцы» и т. п.), домашнее коллекционирование с презентацией в группе и т. п.
Результат взаимодействия оценивается не по количеству
проведенных совместных мероприятий, а по охвату родителей, их активности и
заинтересованности, по переносу предложенных содержаний в жизнь семьи (стали
ходить на выставки, в бассейн и т. п., собирать семейную коллекцию, появились
новые семейные традиции и т. д.); по направленности данных мероприятий и
усилий на развитие и воспитание ребенка.
|