ТРИЗ — Теория Решения Изобретательских Задач — теория,
которая, основываясь на относительной независимости процессов создания новых систем
от желания человека, разрабатывает пути целенаправленного решения
изобретательских задач.
Основной постулат ТРИЗ: технические системы
развиваются по объективным законам, которые можно изучить и применить для
синтезирования новых систем.
Для успешной реализации программы «Детство» в любом
детском саду необходимо создать соответствующую развивающую среду, а также
спокойную, доброжелательную атмосферу. Предлагаемые конспекты можно
использовать, работая и по другим программам.
Очень удобно, когда в группе есть комплект
дидактических, развивающих игр, картинок, книг, которые постоянно используются
на занятиях по всем темам. Это позволяет осуществить предварительную подготовку
материала к занятиям. Также желательно иметь в группе магнитофон,
проигрыватель, серию аудиокассет, различные пластинки, разные виды театров,
пособия для развития моторики, изготовленные фабричным способом или
самодельные, картотеку загадок, пословиц, небылиц, скороговорок, стихов,
физкультминуток, этюдов, пальчиковых гимнастик. В группе должно быть много
цветов, комнатных и искусственных, игрушечных и плоскостных деревьев (с кроной,
соответствующей сезонам). Из них прямо на занятии или перед ним можно создать
обстановку, согласующуюся с характером занятия, местом его проведения (лес,
поляна, джунгли, пустыня). А игрушки и куклы, в которые любят играть дети, и
куклы-гости (фея, Золушка, Незнайка, Буратино, Мальвина, Карлсон) помогают
детям справиться с трудностями, преодолеть возможные эмоциональные препятствия.
Дети очень любят всякие чудеса. Поэтому на некоторых
занятиях я использую аппарат «Смехотрон», который «оживляет» детские рисунки и
превращает их в различные предметы. Сделать его просто. Это ящик с двойным
дном, оклеенный яркой бумагой, пленкой, украшенный смешной рожицей. В него
можно положить музыкальную открытку: когда крышка открывается — звучит музыка.
Можно просто использовать любую коробку, в которую кладутся рисунки детей под
картонку, а сверху — предмет, который необходимо достать.
Для проведения большинства занятий не нужно
специального оборудования. Самое главное — это желание играть и немного
фантазии, и тогда все, что вас окружает — мебель, посуда, камешки и листики,—
превращается в какие угодно сказочные элементы.
Готовясь к каждому занятию, следует проводить с детьми
предварительную работу: чтение книг по теме и рассматривание иллюстраций,
открыток, альбомов, создание выставок. В течение недели на занятиях по
изобразительной деятельности и в свободное время детьми изготавливаются
различные поделки способами оригами, аппликации из бросового материала,
различных конструкторов. Итогом планомерной работы является не только получение
детьми знаний, но и опыт разыгрывания сценок, сказок, различных историй. Играя
в сюжетно-ролевые игры, дети используют накопленные знания и по данной теме, и
по всем пройденным.
Самое главное — вызвать у детей интерес к занятию, пробудить
мотив к творческой деятельности. Придумать сюжет непросто не только для
ребенка, но и для взрослого. Многие сюжеты нам подсказывают в первую очередь
сказки, различные книги, мультфильмы и пр. Важно, чтобы они были близки и
понятны детям, пробуждали в них творческую активность, воспитывали
положительные качества личности и помогали сориентироваться в мире знаний.
Например, мы часто играем в путешествия и походы:
V поход в сказочный лес, где дети могут превратиться в
лесных зверят, стать ожившими деревьями, повстречаться с Лесовичком,
Мальчишкой—Еловой шишкой, королем Боровиком, Кикиморой, Бабой Ягой и др.;
V путешествие по разным сказкам («Гуси-лебеди»,
«Колобок», «Зимовье зверей», «Теремок» и т, д.);
5 путешествие на сказочном транспорте: на ковре-самолете,
на воздушном шаре, на машине времени, на сказочном корабле и пр.
Главный итог, ради которого совершаются все эти
путешествия, — попасть в страну знаний, понять, что знания — это и есть главное
богатство. Важно заострить внимание детей на нравственной стороне, в совместной
беседе выяснить, кто прав, кто виноват, что такое хорошо и что такое плохо. Не
надо допускать чисто развлекательного характера игры на занятии, необходимо
разъяснить смысл каждого события, спрашивать детей о том, как они его понимают.
Прежде" чем провести занятие, следует продумать
его цель и задачи в соответствии с программой, уровнем подготовки детей. Одной
из главных задач в проведении любого из предложенных мною занятий, является
формирование таких качеств мышления, как системность и диалектичность. Под
системностью мышления подразумевается способность воспринимать любой предмет,
проблему всесторонне, во всем многообразии связей, а диалектичность мышления —
способность видеть в любых системах противоречия и разрешать их. Для развития
этих качеств на занятиях используются различные приемы, среди которых: мозговой
штурм, эмпатия, метод фокальных объектов, морфологический анализ, методика
моделирования маленькими человечками.
Конечно, перед каждым воспитателем стоит много задач,
но прежде всего — это развитие речи ребенка. Главное — научить его четко
излагать свои мысли. Особое значение в реализации этой задачи придается
обогащению лексики (словарного состава языка), не только количественно, но и
качественно: увеличению лексического запаса разными частями речи, словами,
сходными по значению (синонимами) и противоположными (антонимами).
Важнейшим этапом речевого развития является усвоение
грамматической системы языка:
— составление простых распространенных предложений;
— критическое отношение к грамматическим ошибкам;
— умение контролировать свою речь;
— составление связных рассказов и т. д. Формируя
основы культуры личности дошкольника,
надо дать детям понятия добра и зла, научить их
отличать прекрасное от безобразного, постичь истинные глубины культуры,
пробудить в детях добрые начала. Для воспитания коммуникативной культуры детей
используются следующие приемы.
1. Разыгрывание с детьми на занятиях и вне их
различных сценок с использованием кукол. Это снимает у детей психическое
напряжение, переносит внимание с собственного «Я» на другой объект — куклу.
Например, дети с куклами бибабо или обыкновенными разыгрывают различные сценки
из жизни семьи, домашних животных, лесных зверей: приветствуют друг друга,
спрашивают о здоровье, поздравляют с днем рождения и дарят подарки, ищут выход
из необычных ситуаций, прощаются.
2. Разыгрывание различных сценок без использования
кукол. Детям предлагается войти в образ какого-либо сказочного персонажа
(Буратино, Незнайки, Колобка, Лисы), поздороваться, поговорить о погоде, о
жизни в детском саду, обо всем интересном и новом.
3. Проведение игр на импровизацию диалогов, например,
детям предлагается:
^ придумать разговор двух сказочных героев в
соответствии с имеющимися у каждого ребенка карточками или масками; ^ сочинить
разговор двух героев по телефону;
^ придумать, какую телеграмму может послать один
сказочный герой (по предложению воспитателя или по самостоятельному выбору
ребенка) другому.
4. Проведение игр с предметами быта. Например, детям
предлагается:
^ выбрать любой приглянувшийся предмет и рассмотреть
его, подумать, на что он похож, попытаться представить, чем раньше был этот
предмет и где он находился; определить, какой у него характер, какое у него
настроение в данный момент;
^ сочинить и рассказать небольшую историю о данном
предмете (Предмет — башмак. Дети сочиняют историю про него: где он находился,
кто его нашел, что было дальше, чем все это закончилось.);
^ придумать беседу между выбранными предметами
(листик, камень, прищепка и другие предметы беседуют, например, о погоде).
Включение пантомимики помогает ребенку понять
внутреннее состояние различных героев и предметов, очеловечить их чувства. Все
это является своеобразным тренингом эмоций, творческого воображения, образного
мышления и развития речи ребенка.
Все эти задачи помогает реализовать игра «Чудесные
вещи». Ребята полюбили эту игру, она дает им возможность и посмеяться, и
подумать, и придумать что-то свое, свой вариант решения проблемы, которым можно
гордиться.
В этой игре четыре серии карточек: «движение»,
«материал», «звук», «запах». На «рубашках» карточек соответственно изображения:
колесо, Лошарик из разных материалов, заячьи ушки, букет цветов, а с другой
стороны карточек — различные предметы, которые показывают,
как предмет может двигаться, из чего он может быть
сделан, чем будет пахнуть и как звучать.
Картинки, включенные в игру, — не догма, их можно
заменить любыми другими, например, в серию «движение» можно добавить карточки с
рисунком лягушки, змеи, тюленя, рыбки и т.д.; в серию «материал» — воду, огонь,
железо, космическую пластмассу; в серию «звук» — льва, медведя, обезьяну, часы,
птицу; в серию «запах» — бензин, нафталин, пирожок, елку.
Кстати, серий может быть и больше. Например, «размер» —
от микроба... до небоскреба; «температура» — от айсберга... до солнца и т. д.
Все карточки располагаются на столе картинками вниз,
«рубашкой» вверх. Детям предлагается вытащить поочередно по одной карточке из
серии (по одному человеку). Все вместе (группой) дети обсуждают, какой
получился предмет, что в нем хорошего, что плохого и как это плохое можно
изменить, сделать хорошим. Идет продуктивная деятельность детей на основе
полученных данных-связок.
Действуя с этими или другими моделями, дети
придумывают необыкновенные, волшебные предметы, сочиняют про них истории,
сказки, рисуют их, отправляют чудесные предметы в лес, в пустыню, на север, в
космос... Иногда даже нельзя предугадать, куда выведет нас свободный полет
фантазии. Когда дети вместе со мной освоили игру «Чудесные вещи», я стала
побуждать их действовать самостоятельно. Для этого вложила в каждую серию по
одной пустой карточке, эти карточки обозначают, что можно самому придумать, как
этот предмет будет двигаться, из чего он будет сделан, чем пахнет и какие
издает звуки. Таким образом, дети учатся нестандартно мыслить, создают
собственные творения, развивают свою фантазию и речь.
В книге представлены конспекты для одного-двух и более
занятий. Как же разделить их на отдельные занятия? Необходимо дойти до сознания
каждого ребенка, неоднократно выслушать его. Для этого я делю детей на
подгруппы, используя материалы диагностики. В начале года проводится
обследование детей, устанавливается контакт с каждым ребенком с целью создания
благоприятного психологического климата в группе. При этом выявляются уровень
развития каждого ребенка, уровень его знаний по программе, выясняются
психические возможности. Обследование проводится два раза в год, чтобы
убедиться, есть ли динамика. Затем следует продумать, как можно разделить
материал на части в зависимости от уровня подготовки детей.
Используя предложенный материал, каждый воспитатель
может ввести свои дидактические и развивающие игры в любой конспект, изменить
некоторые части занятия, выбрав что-либо из дополнительного материала (стихи,
загадки, считалки, физкультминутки). Эти конспекты — лишь модель, образец для
воспитателей. В каждый из них можно включить что-то свое, развивающее
самостоятельность детей. Например, на занятии, «Платье для Золушки» по теме
«Одежда» используется готовая схема моделирования платья. Может быть, будет
интересно и полезно эту схему составить с детьми прямо на занятии?
В нескольких конспектах используются различные
схемы-модели. Эти схемы помогут детям преодолеть различные затруднения:
— самостоятельно определить при рассматривании
предмета его главные свойства и признаки;
— установить последовательность изложения выявленных
признаков;
— удержать в памяти эту последовательность, которая
является планом рассказа-описания.
Схему можно использовать для придумывания загадок
описательного характера.
Конечно, работа ведется в тесном контакте всех
взрослых, работающих с этой группой детей, и родителями. С этой целью для
родителей целесообразно проводить:
© ежедневные индивидуальные консультации,
© групповые консультации и родительские собрания,
© открытые занятия,
© дни открытых дверей.
Полезно также привлекать родителей к оформлению
группы, участка, изготовлению пособий и оборудования.
И еще немного о ТРИЗе. Многие взрослые воспринимают мир
только в розовом или только в черном цвете. Нам есть чему поучиться у детей.
Дети, играя в ТРИЗ, видят мир во всем его многоцветий,
многогранности, многообразии. ТРИЗ учит детей находить позитивные решения
возникающих проблем, что очень пригодится ребенку и в школе, и во взрослой
жизни. Не надо плакать и огорчаться, если тебе достался кислый лимон, — сделай
из него лимонад. И может быть, тогда в мире станет на одного несчастного
человека меньше и на одного счастливого больше.
Очень интересно посмотреть через этот магический
кристалл на сам ТРИЗ. Что в нем хорошо, мы уже знаем. А что в нем плохо?
Известно, что в современном жестоком мире творческой личности жить не очень
легко. Как это исправить? Пусть творческих людей станет как можно больше,
творец всегда поймет творца. И мир изменится к лучшему.
Решая различные проблемы вместе с детьми, мы приближаемся
к миру более гармоничному и совершенному.
|