Воспитатель. Великого русского поэта Александра Сергеевича
Пушкина знают и любят и дети, и взрослые. В детстве любил слушать сказки и сам много
читал, уже в семь лет сочинил свои первые маленькие комедии на французском языке.
А кто чаще всего рассказывал ему сказки? (Няня.) Верная Арина Родионовна
вечерами вязала и рассказывала сказки маленькому Саше. (Показывает клубочек.)
Клубочек наш — волшебный, он прикатился к дубу. (По ходу занятия воспитатель
показывает иллюстрации.) Педагог читает и инсценирует стихотворение.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том,
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом!
Идет направо—песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
И я там был, и мед пил,
У моря видел дуб зеленый,
Под ним сидел и кот ученый,
Свои мне сказки говорил.
Boспитатель. А теперь покатился
наш клубочек в «Сказка рыбаке и рыбке». Появляется Дед (игрушка).
Дед
Жил старик со своею старухой
У самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу.
Воспитатель. Сколько раз дед закидывал невод в море?
(Ответы детей.)
Дед.
В третий раз закинул он невод,
Пришел невод с одной рыбкой,
С непростою рыбкой —золотою.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что старуха приказывала
старику просить у рыбки.
Старуха.
Хоть бы ты взял с нее корыто,
Наше-то совсем раскололось.
Воспитатель. Выполнила это желание рыбка? (Ответы
детей.) Старуха.
Воротись, дурачина, ты к рыбке,
Поклонись ей, выпроси уж избу.
Воспитатель. А это желание выполнила рыбка? (Ответы
детей.) Старуха.
Не хочу быть черной крестьянкой.
Хочу быть столбовою дворянкой.
Воспитатель. Выполнила это желание рыбка?
Дворянка.
Не хочу быть столбовою дворянкой,
А хочу быть вольною царицей.
Воспитатель. Рыбка выполнила это желание?
Царица.
Не хочу быть вольною царицей,
Хочу быть владычицей морскою.
Долго у моря ждал дед ответа,
Не дождался, к старухе воротился-
Глядь: опять перед ним землянка,
На пороге сидит его старуха,
А перед ней разбитое корыто.
Старуха (игрушка) сидит у землянки.
Воспитатель. Почему рыбка перестала выполнять приказания
старухи? (Ответы детей.) Наш клубочек катится к «Сказке о золотом петушке». Кто
подарил золотого петушка царю Додону? (Мудрец.) Верно, подарил и сказал...
Мудрец.
— Посади ты эту птицу,—
Молвил он царю,— на спицу.
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Воспитатель. Выполнил ли царь желание мудреца? Почему?
(Он оказался жадным и неблагодарным.) Как петушок наказал царя?
Петушок.
Вдруг раздался легкий звон,
И в глазах у всей столицы
Петушок спорхнул со спицы,
К колеснице полетел
И царю на темя сел,
Встрепенулся, клюнул в темя.
Охнул царь—и умер он.
Воспитатель. Какими словами заканчивается сказка?
(«Сказка ложь, да в ней намек — добрым молодцам урок».) Клубочек прикатился к
белочке с орешками. Что это за сказка? («Сказка о царе Салтане».) Каким было
первое чудо для царя Гвидона? (Ответы детей.)
Ребенок.
Ель в лесу, под елью белка.
Белка песенки поет
И орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра —чистый изумруд.
Воспитатель. Какую песенку пела белка? («Во саду ли, в
огороде...») Сыграйте эту мелодию.
Дети исполняют мелодию на музыкальных инструментах.
Воспитатель. Каким было второе чудо для царя Гвидона?
(Ответы детей.)
Звучит марш Черномора из оперы М. Глинки «Руслан и
Людмила».
Ребенок.
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге
И очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя.
Тридцать три богатыря.
Вес красавцы удалые.
Великаны молодые.
Все равны, как на подбор,
С ними дядька Черномор.
Воспитатель. А каким было третье чудо для царя Гвидона?
(Ответы детей.)
Звучит музыка, появляется
Царевна-лебедь.
Царевна-лебедь.
За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть:
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает.
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
Воспитатель. А наш клубочек прикатился к следующей
сказке.
Царица (сидит перед зеркалом).
Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
И ей зеркальце в ответ...
Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет.
Но царевна всех милее.
Всех румяней и белее.
Воспитатель. Ребята, из какой сказки эти слова? («Сказка
о мертвой царевне и о семи богатырях».) Как извела мачеха царскую дочку? Кто
пошел искать царевну? (Королевич Елисей.) К кому обращался королевич с
просьбой отыскать невесту. (К солнцу, к месяцу, к ветру.) Как он обращался к
ним?
1 -й ребенок.
Свет наш солнышко!
Ты ходишь
Круглый год по
небу, сводишь...
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
2-й ребенок.
Месяц, месяц, мой дружок.
Позолоченный рожок!
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
3-й ребенок.
Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море.
Всюду веешь на просторе.
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Царица.
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Воспитатель. И услышала в ответ...
Зеркальце.
Ты прекрасна, спору нет,
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее.
Воспитатель. Чем закончилась сказка? (Ответы детей.)
Хороши и напевны русские хороводы. Александр Сергеевич долго прожил в деревне.
Он любил смотреть, как деревенские девушки водили хороводы. Давайте и мы
заведем хоровод.
Дети исполняют хоровод «Ай да березка».
Воспитатель. Любил Александр Сергеевич и народные
игры. Давайте и мы поиграем.
Дети играют в русскую народную игру «Гори, гори ясно».
Воспитатель. Во многих произведениях Александра Сергеевича
Пушкина описывается красота русской природы. Послушайте стихотворение:
Вот север тучи нагоняя,
Дохнул, завыл и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками.
Повисла на суках дубов,
Блеснул мороз.
И рады мы
Проказам матушки-зимы.
Вот как писал Александр Сергеевич о весне:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями.
На потопленные дуга.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют.
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
А вот как писал Александр Сергеевич о лете:
Ох, лето красное!
Любил бы я тебя.
Когда б не зной,
да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь.
Так поэт писал об осени:
Уж небо осенью дышало.
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день.
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман.
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора,
Стоял ноябрь уж у двора.
Поэт передавал в нескольких строках стихотворения красоту
родной природы. Он был патриотом своей Родины, очень любил Москву и много писал
о ней. (Тихо звучит музыка, педагог показывает иллюстрации с изображением
Москвы.)
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Как жар крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, брат, ах! как я был доволен.
Когда церквей и колоколен.
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг.
Мы с вами совершили путешествие по некоторым произведениям
Александра Сергеевича Пушкина. Со временем вы познакомитесь и с другими его
произведениями и полюбите их.
|