В процессе беседы педагог помогает детям понять 
смысл
пословицы «Без труда не будет и плода» (только труд помогает добиться 
желаемого). 
Воспитатель читает украинскую сказку «Колосок». 
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да 
петушок
Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, 
крутились да
вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а 
потом
принимался за работу. 
Вот однажды подметал петушок двор и видит на 
земле
пшеничный колосок. 
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите, 
что я
нашел! Прибежали мышата и говорят: 
— Нужно его обмолотить. 
— А кто будет молотить? — спросил петушок. 
— Только не я! — закричал один. 
— Только не я! — закричал другой. 
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу. И 
принялся за
работу. 
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок 
молотить
и крикнул: 
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я 
зерна
намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос: 
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки 
намолоть! 
— А кто понесет? — спросил петушок. 
— Только не я! — закричал Круть. 
— Только не я! — закричал Верть. 
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на
мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем 
затеяли
чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. 
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат: 
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес. 
Прибежали
мышата, смотрят, не нахвалятся: 
—Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно 
тесто
замесить да пироги печь. 
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата
 опять
за свое. 
— Только не я! — запищал Круть. 
— Только не я! — запищал Верть. Подумал, 
подумал
петушок и говорит: 
— Видно, мне придется. 
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А
 как
печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют: 
песни
поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а 
мышата тут
как тут. И звать их не пришлось. 
— Ох и проголодался я! — пищит Круть. 
— Ох и есть хочется! — пищит Верть. И за стол 
сели. А
петушок им говорит: 
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите, 
кто
нашел колосок. 
— Ты нашел! — громко закричали мышата. 
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил 
петушок. 
— Ты обмолотил! — потише сказали оба. 
— А кто зерно на мельницу носил? 
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и 
Верть. 
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? 
Пироги
кто пек? 
— Все ты. Все ты, — чуть слышно пропищали 
мышата. 
— А вы что делали? 
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали 
Круть и
Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких 
лодырей
и лентяев пирогами угощать. 
— Понравились ли вам мышата Круть и Верть? 
— Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко? 
— Что сделал петушок, чтобы испечь пироги? 
(Обмолотил
колосок, намолол муку, замесил тесто.) 
— Что отвечали мышата, когда петушок предлагал 
им
обмолотить колосок, намолоть муку, замесить тесто? (Только не я.) 
— Как вели себя мышата, когда петушок поставил 
пироги
на стол? 
— Что сказал петушок, когда увидел мышат, 
севших за
стол, чтобы отведать пирога? 
— Прав ли был петушок? Почему? 
— Что почувствовали мышата, когда петушок 
спросил их о
том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.) 
— Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи,
бездельники.) 
— Как можно назвать петушка, который честно 
работал?
(Трудолюбивый, работящий.) 
— Какие пословицы можно отнести к мышатам, а 
какие к
петушку: кто не работает, тот не ест. Без труда не будет и плода. Труд 
человека
кормит, а лень портит. 
Воспитатель предлагает детям сделать 
инсценировки по
следующим народным побасёнкам: 
— Тит иди молотить! 
— Брюхо болит! 
— Тит, иди щи хлебать! 
— А где моя большая ложка? 
— Ты что делаешь? 
— Ничего. 
— А что он делает? 
— Да вот, мне помогать пришел. 
— Как
можно назвать Тита и того, кто ничего не делает? (Лентяй, лодырь, 
бездельник)
	
	
	  |