В процессе беседы педагог помогает детям понять
смысл
пословицы «Без труда не будет и плода» (только труд помогает добиться
желаемого).
Воспитатель читает украинскую сказку «Колосок».
Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да
петушок
Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали,
крутились да
вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней будил, а
потом
принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на
земле
пшеничный колосок.
— Круть, Верть, — позвал петушок, — глядите,
что я
нашел! Прибежали мышата и говорят:
— Нужно его обмолотить.
— А кто будет молотить? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал один.
— Только не я! — закричал другой.
— Ладно, — сказал петушок, — я обмолочу. И
принялся за
работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок
молотить
и крикнул:
— Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я
зерна
намолотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:
— Теперь нужно зерно на мельницу нести, муки
намолоть!
— А кто понесет? — спросил петушок.
— Только не я! — закричал Круть.
— Только не я! — закричал Верть.
— Ладно, — сказал петушок, — я снесу зерно на
мельницу. Взвалил себе на плечи мешок и пошел. А мышата тем временем
затеяли
чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся.
Вернулся петушок с мельницы, опять зовет мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принес.
Прибежали
мышата, смотрят, не нахвалятся:
—Ай да петушок! Ай да молодец! Теперь нужно
тесто
замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата
опять
за свое.
— Только не я! — запищал Круть.
— Только не я! — запищал Верть. Подумал,
подумал
петушок и говорит:
— Видно, мне придется.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А
как
печь истопилась, посадил в нее пироги. Мышата тоже времени не теряют:
песни
поют, пляшут. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а
мышата тут
как тут. И звать их не пришлось.
— Ох и проголодался я! — пищит Круть.
— Ох и есть хочется! — пищит Верть. И за стол
сели. А
петушок им говорит:
— Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите,
кто
нашел колосок.
— Ты нашел! — громко закричали мышата.
— А кто колосок обмолотил? — снова спросил
петушок.
— Ты обмолотил! — потише сказали оба.
— А кто зерно на мельницу носил?
— Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и
Верть.
— А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил?
Пироги
кто пек?
— Все ты. Все ты, — чуть слышно пропищали
мышата.
— А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали
Круть и
Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких
лодырей
и лентяев пирогами угощать.
— Понравились ли вам мышата Круть и Верть?
— Похожи ли они на петушка Голосистое горлышко?
— Что сделал петушок, чтобы испечь пироги?
(Обмолотил
колосок, намолол муку, замесил тесто.)
— Что отвечали мышата, когда петушок предлагал
им
обмолотить колосок, намолоть муку, замесить тесто? (Только не я.)
— Как вели себя мышата, когда петушок поставил
пироги
на стол?
— Что сказал петушок, когда увидел мышат,
севших за
стол, чтобы отведать пирога?
— Прав ли был петушок? Почему?
— Что почувствовали мышата, когда петушок
спросил их о
том, что они сделали, чтобы испечь пироги? (Стыд.)
— Как можно назвать мышат? (Лодыри, лентяи,
бездельники.)
— Как можно назвать петушка, который честно
работал?
(Трудолюбивый, работящий.)
— Какие пословицы можно отнести к мышатам, а
какие к
петушку: кто не работает, тот не ест. Без труда не будет и плода. Труд
человека
кормит, а лень портит.
Воспитатель предлагает детям сделать
инсценировки по
следующим народным побасёнкам:
— Тит иди молотить!
— Брюхо болит!
— Тит, иди щи хлебать!
— А где моя большая ложка?
— Ты что делаешь?
— Ничего.
— А что он делает?
— Да вот, мне помогать пришел.
— Как
можно назвать Тита и того, кто ничего не делает? (Лентяй, лодырь,
бездельник)
|