Предварительная работа: взрослый обучает детей четкому
произнесению согласных
звуков [б], [к], повторяет звуки [с] и [л]; знакомит детей с буквами Б, К, и
соотносит их с соответствующими звуками; кроме того, повторяются уже знакомые детям буквы П, С и Л;
взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «пар», «пол», «пух», «пыль»;
«сад», «сом», «суп», «сыр»;
«лапа», «лодка», «лук», «лиса». Взрослый вместе с детьми изготавливает из плотной бумаги карточки с
буквами, необходимые для проведения занятия.
Цели
занятия:
Воспитательные — формировать
правильную учебную позу за столом во время письма; учить детей согласовывать
свои действия при проведении простой инсценировки;
стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей; готовить руку к письму; учить
детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу; развивать дыхание,
вырабатывая длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов
(учить определять первый согласный звук, количество слогов в слове); познакомить детей с согласными
буквами Б и К; закреплять
у детей навык проведения простой инсценировки.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей;
тренировать моторную память; развивать
умение проводить слоговой анализ слова, определять
первый звук.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — баба, лиса;
предметные картинки — кувшин, колосок, сноп;
декорации: поле, река (см. вклейку);
карточки из плотной бумаги с буквами;
барабан и палочка к нему;
настольная ширма;
листы с индивидуальным графическим заданием по количеству детей;
карандаши по количеству детей
Ход занятия
Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок,
сделали кружок».
(Дети вместе
с педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какую русскую народную
сказку они показывали на прошлом занятии. Попросите девочек изобразить голодную
лису (втянуть щеки), а мальчиков — сытую лису (надуть щеки). После того
как задание будет выполнено, предложите сесть за стол сначала девочкам, а потом мальчикам.
Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей и
атрибуты сказки. Покажите каждую из
фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя голосом первый звук
в слове. Предложите детям назвать этот звук. Когда они будут произносить звук,
предъявляйте карточку с соответствующей буквой. Соотнесите буквы и звуки — на каждую
карточку с буквой поставьте фигурку персонажа сказки или атрибут, название которого начинается на
этот звук. Когда все фигурки будут
расставлены на карточки с соответствующими буквами, скажите детям, что поднялся
ветер, и подуйте на бумажные фигурки.
Предложите детям подуть вместе с вами. (Следите, чтобы
дети делали длительный
выдох и не надували щек.) Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям
восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву.
Дайте четверым детям по фигурке. Ребенок, получивший
фигурку, проговаривает
вслух имя героя сказки и определяет первый звук в слове, а затем ставит фигурку
на карточку с соответствующей буквой.
Если у малышей будет желание, игру с ветром можно
повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая четверка детей.
3. Инсценировка
сказки. Установите на подставки карточки с буквами Б, Л,К и С — первыми буквами имен героев
сказки (баба, лиса) и названий атрибутов к ней (кувшин и сноп). Предложите
детям еще раз показать инсценировку сказки «Лиса и кувшин», но вместо фигурок
персонажей в спектакле на этот раз будут
использоваться карточки с первыми буквами их имен.
Распределите роли между детьми и выберите декоратора.
Выдайте артистам карточки
с буквами. (Пусть артистами станут дети, которые на прошлом занятии были
зрителями.)
Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с
одной стороны стола,
а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве
чтеца от имени автора и режиссера: подсказывайте декоратору, куда поставить нужную декорацию;
указывайте на артиста, чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.
4. Пишем
буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием. Спросите у детей, узнают ли они по контуру, что изображено на
рисунках.
Обратите внимание малышей на то, что под изображением бабы и кувшина
написаны буквы. Предложите детям назвать и
обвести буквы под первыми двумя фигурками, а затем написать такие же
буквы под следующими изображениями.
После занятия дети могут продолжить работу и раскрасить
все фигурки на листе.
«Волшебный» барабанчик. Для
слов «ба-ба», «ли-са», «кув-шин» и «ре-ка»
производится по два удара, для слова «сноп»
— один удар в барабан. Если дети отгадывают слова по количеству ударов в барабан правильно, то место за ширмой они могут
по очереди занимать сами и загадывать
с помощью барабанчика загадки друг для друга. Предложите детям для этого следующие пары фигурок: река и сноп,
сноп и лиса.
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу
детей
|