Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звук
[п], обучает малышей четкому произнесению согласного звука [м]; взрослый
демонстрирует, как
произносится звук [р] (повторять этот звук за взрослым разрешается только тем детям, у которых он звучит чисто); взрослый
знакомит детей с буквами М и Р и соотносит
их с соответствующими звуками; повторяются уже знакомые детям буквы П, Б, К, С и Л; взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «Паша», «Поля», «бант»,
«бинт», «кот», «кит», «сон», «сук», «лак», «лук»; дети под руководством
взрослого изготавливают из плотной бумаги карточки с буквами и вырезают из цветной бумаги репу.
Цели занятия
Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во время письма; учить детей согласовывать свои действия
при проведении инсценировки; стимулировать развитие творческой
индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать мелкую и
артикуляционную моторику, готовить руку к письму; учить детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу;
развивать дыхание, вырабатывая длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический
слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове,
количество слогов в
словах); познакомить детей с согласными буквами М и Р, повторить букву П.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное
внимание детей, моторную память, умение проводить слоговой анализ слова, определять первый звук в
слове.
-Оснащение:
—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь;
декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с
колосьями, лес, лошадь
с телегой;
предметные картинки — пирог, одна репка, сноп, сложенные
горкой репа,
ботва от репы,
корешки от колосьев;
карточки на плотной бумаге с буквами;
изображение колоса;
барабан и палочка к нему;
настольная ширма;
листы с индивидуальным графическим заданием «Репа и колос»;
красные карандаши по количеству детей.
Ход
занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на
дорожке, подровняли
ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям назвать себя по порядку: ребенку,
стоящему первым слева (укажите на него) следует сказать: «Первый», следующему за ним—«второй» и
так далее. Сделайте вывод о том, сколько
всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у малышей, какую сказку они показывали на
прошлом занятии, и попросите девочек изобразить радостного мужика, а мальчиков
сердитого медведя. После того как задание будет выполнено, предложите сесть за
стол сначала девочкам, а потом мальчикам.
2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей и
атрибуты сказки «Мужик
и медведь». Покажите каждую из фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя голосом первый
звук в слове. Предложите детям назвать этот звук. Когда дети назовут его, предъявите им карточку с
соответствующей буквой.
Соотнесите
буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа или атрибут сказки, название
которого начинается на этот звук. В
результате на карточку с буквой М будет поставлено сразу две фигурки — медведя и мужика. Обратите внимание детей на то, что эти
слова начинаются с одного и того же
звука. Когда все фигурки и атрибуты будут поставлены на карточки с буквами,
скажите детям, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки. Предложите детям подуть вместе с вами (следите, чтобы
дети делали длительный выдох и не надували щек; если ребенок дует шумно,
раздувает щеки, попросите его дуть потише и
придерживать щеки ладошками). Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок
— поставить каждую фигурку на свою
букву. Дайте четверым детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку проговаривает
вслух ее название и определяет первый звук в слове, а затем ставит на карточку с соответствующей буквой. Если у
малышей будет желание, игру с ветром
можно повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая четверка детей.
3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с
буквами П и Р. Предложите
детям еще раз показать инсценировку сказки «Мужик и медведь», но вместо атрибутов в спектакле
на этот раз будут использоваться карточки с первыми буквами слов «пшеница» и «репа». Распределите
между детьми роли, выберите декоратора и бутафора. Выдайте артистам фигурки
медведя и мужика; декоратору
— изображение леса, дома, полей и лошадь с телегой; бутафору — карточки с
буквами П и Р, а также атрибуты. (Пусть артистами станут дети, которые на прошлом занятии были
зрителями.)
Малыши, получившие роли, декоратор и бутафор занимают
места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести
инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве режиссера и чтеца от
имени автора.
4.Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием
«Репа и колос». Спросите, что изображено на рисунках и какие буквы под ними подписаны. Предложите детям
назвать и обвести буквы под первыми двумя рисунками, а затем написать такие же буквы под
следующими рисунками.
«Волшебный»
барабанчик. При произнесении слов «му-жик» и
«мед-ведь», «по-ле», «ре-па» производится по два
удара в барабан; «пше-ни-ца» —три
удара, «лес» —один удар.
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу
детей
|