Предварительная работа: взрослый обучает детей четкому
произнесению гласных
звуков [а], [у], [и], [о] и согласных звуков [п], [с], [л]; знакомит детей с буквами А, У, И, О и соотносит их с соответствующими
звуками; учит детей выделять начальный
ударный гласный звук в словах «Аня», «аист», «адрес», «Уля», «утка»,
«ухо», «Ира», «ива», «иглы», «Оля», «окунь», «осень»—для этого первый звук в слове произносится с усиленным
ударением или длительно пропевается.
Взрослый вместе с детьми изготавливает из плотной бумаги карточки с
буквами, необходимые для проведения занятия.
Цели занятия
Воспитательные
— формировать правильную учебную
позу за столом во время письма; учить детей
согласовывать свои действия при проведении простой
инсценировки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Обучающие
— совершенствовать мелкую моторику детей, подготавливать руку к письму; учить
детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу; развивать дыхание — вырабатывать
длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух,
готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый
согласный звук в слове, количество слогов в
словах); познакомить детей с буквами П, С и Л; закреплять у детей навык
проведения простой инсценировки.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание,
моторную память детей; тренировать навык
проведения слогового анализа, определения первого
звука в слове.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — Пузырь, Соломинка, Лапоть;
декорации: лес, река (см. вклейку);
карточки из плотной бумаги с буквами 4x6 см;
барабан и палочка к нему;
настольная ширма;
индивидуальные листы с графическим заданием «Пишем буквы» по количеству детей;
карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок,
сделали кружок». (Дети вместе с педагогом
встают в круг.) Спросите у детей, какую русскую народную сказку они показывали
на прошлом занятии. Попросите девочек вспомнить
и изобразить Соломинку (встать на цыпочки, поднять руки вверх и втянуть щеки), а мальчиков — Пузыря (поставить
руки на пояс и надуть щеки). После
того как задание будет выполнено, предложите сесть за стол сначала девочкам, а потом мальчикам.
2.Чья буква? Поставьте на
стол фигурки персонажей сказки «Пузырь, Соломинка
и Лапоть». Покажите каждого из них, громко и четко произнося его имя (выделяйте голосом первый звук в слове).
Предложите детям назвать этот звук. Когда
дети будут называть звук, предъявляйте им карточку с соответствующей буквой.
Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа сказки, имя которого
начинается с этого звука.
Когда
каждая фигурка будет поставлена на карточку с соответствующей буквой, скажите детям, что поднялся ветер, и подуйте
на бумажные фигурки сказочных героев.
Предложите детям подуть вместе с вами (следите чтобы они
делали длительный
выдох и не надували щек; если ребенок дует шумно, раздувает щеки, попросите
его дуть потише и придерживать щеки ладошками). Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, попросите детей
восстановить порядок — поставить каждую фигурку
на свою букву.
Дайте
троим детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку, проговаривает вслух имя героя сказки и определяет первый звук
в слове, а затем ставит фигурку на карточку с соответствующей буквой.
Если у малышей будет желание, игру с ветром можно
повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая тройка детей.
3. Инсценировка
сказки. Установите на подставки карточки с буквами П, С
и Л — первыми буквами имен героев
сказки. Предложите детям еще раз показать
инсценировку сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть», но вместо фигурок
персонажей в спектакле на этот раз
будут использоваться карточки с первыми
буквами их имен. Распределите роли
между детьми и выберите декоратора.
Выдайте артистам карточки с буквами
(пусть артистами станут дети, которые
на прошлом занятии были зрителями).
Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с
одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогайте детям провести
инсценировку сказки, как
и в прошлый раз.
Пишем буквы. Выдайте детям их листы с графическим
заданием, выполненным
на прошлом занятии. Обратите внимание малышей на то, что под каждым изображением героя сказки
подписана первая буква его имени. Предложите малышам назвать и обвести буквы под
фигурами.
«Волшебный» барабанчик. Скажите детям, что «волшебному»
барабанчику тоже очень понравился их
спектакль, и теперь он хочет сам рассказать сказку
«Пузырь, Соломинка и Лапоть». Говорить
барабан не умеет, но может громко
стучать. И тот, кто будет слушать
внимательно, поймет все, что он хочет сказать.
Четко
и медленно проговорите по слогам имена героев сказки, синхронно отбивая по
барабану количество слогов в этих словах. Так, при произнесении слов «пу-зырь» и «ла-поть» производится по два удара
(так как в этих словах по два слога),
а при произнесении слова «со-ло-мин-ка» необходимо сделать четыре удара в барабан. Дети не просто слушают и считают
количество ударов, а одновременно отбивают их ладонью по столу или
отхлопывают в ладоши.
Если малыши не допускают ошибок, тогда еще раз проговорите
по слогам имена героев сказки, при этом
на каждый слог имени загибайте по одному пальцу
на руке. Обратите внимание детей, что, говоря слово «пу-зырь» и слово «лапоть» , вы загнули по два пальца, потому что в
этих словах только две части — два слога. А вот проговаривая слово
«со-ло-мин-ка», загнули четыре пальца, так как в этом слове четыре части —
четыре слога. Предложите детям еще раз выполнить это задание вместе с вами.
Следите за тем, чтобы дети не торопились и загибали пальчики только в момент произнесения очередного слога.
Затем поставьте на стол ширму, установите перед ней две
фигурки — Пузыря и Соломинки. После этого спрячьте барабан за ширму и
предупредите детей, что сейчас барабанчик загадает свою загадку. А вот про кого она — про
Соломинку или
Пузыря,— можно узнать, если считать удары и загибать пальчики. Молча отбейте за ширмой два удара в барабан и спросите у
детей: «Что сейчас сказал барабан?» (Пу-зырь.) Потом отбейте четыре удара и
спросите: «А теперь что сказал барабан?» (Со-ло-мин-ка.)
В следующий раз перед ширмой выставьте фигурки Лаптя и
Соломинки. Произведите удары в барабанчик
в соответствии с количеством слогов в этих словах (два удара — Лапоть, четыре
удара — Соломинка).
6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы
детей
|