Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звуки
[м], [б], [в] и [з]; обучает
малышей четкому произнесению согласных звуков [т] и [д]; взрослый знакомит детей с буквами Т и
Д и соотносит их с соответствующими звуками; кроме того, повторяются уже знакомые детям гласные
буквы А, У, И, О и согласные буквы М, Б, В и 3; взрослый учит детей выделять
начальный гласный
звук в словах «астра», «Аля», «ум», «улица», «удочка», «иней», «искры», «иглы»; «озеро», «облако»,
«окна» и начальный согласный звук в словах «Маша», «Миша», «муха», «башня», «Боря», «буря»,
«Ваня», «Вова»,
«выход», «Зоя», «Зина», «зубы»; взрослый вместе с детьми изготавливает из плотной бумаги карточки с
буквами Д, Т, Б, М, В, З и У, необходимые для проведения занятия.
Цели занятия
Воспитательные — формировать
правильную учебную позу за столом во время
письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки;
стимулировать проявление творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей, готовить руку к письму (учить
детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу); развивать дыхание,
вырабатывая длительный направленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их
к звуко-слоговому
анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове, количество
слогов в словах); познакомить детей с согласными буквами Т и Д, повторить гласную букву У и согласные
М, Б, В и 3; обучать детей читать слог «му».
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную
память; тренировать
умение проводить слоговой анализ слова, определять первый звук в слове; формировать
умение сливать буквы в слог.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — дедушка, бабушка, Танюшка,
бычок, заяц,волк, медведь;
декорации: дом, лесная поляна, стадо коров;
предметные
картинки — ведро со смолой; кочан капусты, обвязанный красной ленточкой; мешок с орехами; улей с медом;
карточки из плотной бумаги с буквами;
барабан и палочка к нему;
настольная ширма;
листы с индивидуальным графическим заданием «Танюшка и
дедушка» по количеству детей;
красные карандаши по количеству детей.
Ход
занятия
Организационный момент. Скажите детям: «Встали рядышком
друг с другом, словно месяц,— полукругом». (Дети встают полукругом перед
педагогом.)
Затем спросите у
детей, какую сказку они показывали на прошлом занятии, и попросите
изобразить ее героев с помощью мимики. Пусть девочки покажут Танюшку, а мальчики
— бычка. После того как задание будет выполнено, предложите детям сесть за
стол — сначала девочкам, а потом мальчикам.
Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей сказки
«Смоляной бычок».
Показывайте каждую из фигурок, громко и четко произнося ее название— выделяйте голосом первый звук
в слове. Предложите детям назвать этот звук. При
произнесении детьми звука предъявляйте им карточку с соответствующей буквой. Соотнесите буквы и
звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того
персонажа сказки, имя которого начинается на этот звук.
На карточку с буквой
Д будет поставлен дедушка, на карточку с буквой Б — бабушка и бычок, на карточку Т —
фигурка Танюшки. Аналогично на карточку с буквой 3 нужно
поставить зайца, на карточку с буквой В — волка, на карточку М — медведя. Когда
все фигурки будут помещены на карточки с буквами, скажите детям, что поднялся
ветер, и подуйте на бумажные фигурки.
Предложите детям подуть вместе с вами. Когда бумажные
фигурки упадут или сместятся,
предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою
букву. Дайте всем детям по фигурке героя сказки «Смоляной бычок». Малыши по очереди вслух
проговаривают имя персонажа и определяют первый звук в слове, а затем ставят
фигурку на карточку с соответствующей буквой.
3. Инсценировка
сказки. Установите на подставки карточки с буквами Д, Т, Б, М, В и 3 — первыми буквами слов
«дедушка», «Танюшка», «бычок», «медведь», «волк» и «заяц». Предложите
детям еще раз показать инсценировку сказки
«Смоляной бычок», но вместо фигурок героев сказки в спектакле на этот раз будут
использоваться карточки с первыми буквами их имен. Распределите между детьми
роли. На себя возьмите функции декоратора и бутафора. Выдайте артистам фигурки их
персонажей.
Помогите детям провести
инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве декоратора,
бутафора, чтеца от имени автора и режиссера: указывайте на артиста, чья
очередь говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.
«Волшебный» барабанчик.
Для слов «де-душ-ка», «ба-буш-ка» и «Та-нюш-ка» сделайте по три удара в барабан; «бы-чок», «за-яц» и «мед-ведь» —
по два удара; «волк» — один удар.
Пишем буквы. Выдайте
детям листы с графическим заданием «Танюшка и дедушка», где штрихом подписаны буквы Т и Д. Спросите у детей,
кто изображен на рисунках и какие буквы написаны под ними. Предложите малышам назвать и обвести буквы под первыми двумя рисунками, а затем
написать такие же буквы под следующими рисунками.
Читаем. Предъявите
детям карточки с буквами М и У. Предложите детям назвать эти буквы, а затем поставьте их на столе рядом и прочитайте:
«Му» (читая, длительно пропевайте оба звука и одновременно указывайте на буквы,
им соответствующие). Спросите у детей, кто из героев сказки умеет так говорить.
Когда получите от детей ответ, поставьте рядом фигурку бычка и
предложите малышам еще раз специально для него прочитать то, что написано. Вновь
указывая на буквы, медленно нараспев прочитайте вместе с детьми: «Мммууу».
Подведение
итогов занятия. Положительно
оцените работу детей
|