Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звук
[с], обучает малышей
четкому произнесению согласных звуков [в] и [з]; взрослый знакомит детей с
буквами В и 3 и соотносит их с соответствующими звуками; повторяются уже знакомые детям буквы М, П,
Б, К, С, Л и Р; взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «мак», «мох»,
«пир», «пушка»,
«бык», «булка», «киви», «санки», «соль», «лошадь», «лыжи», «рак», «руки», «каша»; взрослый дает
детям знания о временах года и их последовательности; взрослый вместе с детьми изготавливает из
плотной бумаги карточки
с буквами 3, В и С.
Цели занятия
Воспитательные — формировать
правильную учебную позу за столом во время
письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки;
стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей,
готовить руку к письму (учить детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу);
закреплять знания детей о смене времен года; формировать у детей фонематический слух, готовить
их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове, количество
слогов в словах); познакомить
детей с согласными буквами В и 3, повторить букву С.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную
память; развивать
дыхание, вырабатывать длительный направленный выдох.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы;
декорации: заснеженное поле около деревни;
карточки с буквами на плотной бумаге;
барабан и палочка к нему;
настольная ширма;
листы с индивидуальным графическим заданием «Заяц и
ворона»;
красные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке,
подровняли ножки,
приготовили ладошки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Пройдите вдоль ряда детей, хлопая
по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем названия всех четырех времен года». Дети перечисляют по порядку все
времена года, начиная с любого или с того, которое идет сейчас, например:
«Зима, весна, лето,
осень, зима, весна...» Затем спросите у детей, какую сказку они показывали на прошлом занятии, и попросите
изобразить ее главных героев с помощью артикуляции. Пусть девочки покажут ворону, а мальчики —
зайца. После того как
задание будет выполнено, предложите детям сесть за стол—сначала девочкам, а потом мальчикам.
2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей сказки
«Заяц-хваста»: зайца-хвасту, ворону, собак. Покажите каждую из фигурок, громко
и четко произнося ее
название (выделяйте голосом первый звук в слове). Предложите детям назвать этот звук. Когда дети
будут произносить звук, предъявляйте им карточку с соответствующей буквой. Соотнесите буквы и
звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа сказки, название которого
начинается на этот
звук. На карточку с буквой 3 будет поставлен заяц, на карточку с буквой В — ворона, на карточку
С — собаки. Когда все фигурки будут стоять на карточках, скажите, что поднялся ветер, и подуйте на
бумажные фигурки.
Предложите детям подуть вместе с вами. Когда бумажные
фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок — поставить
каждую фигурку на
свою букву.
Дайте трем детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку,
проговаривает вслух имя персонажа и определяет первый звук в слове, а затем
ставит фигурку на карточку с соответствующей буквой.
Если у малышей будет желание, игру с ветром можно
повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая тройка детей.
3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки
с буквами 3, В и С — первыми буквами слов «заяц», «ворона» и «собаки».
Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки «Заяц-хваста», но вместо
фигурок героев сказки в спектакле на этот раз будут использоваться карточки с
первыми буквами их имен.
Распределите между детьми роли зайца, вороны и собак,
выберите декоратора.
Выдайте артистам фигурки персонажей сказки, а декоратору — изображение заснеженного поля около деревни.
(Пусть артистами станут дети, которые на прошлом занятии были зрителями.)
Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с
одной стороны стола,
а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве
чтеца от имени автора и режиссера: указывайте на артиста, чья очередь говорить; если необходимо,
подсказывайте слова его роли.
4.Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием
«Заяц и ворона» ,
которое дети выполняли на занятии 2 «Рассказываем сказку», где под рисунками штрихом подписаны буквы 3
и В. Спросите у детей, что изображено на рисунках и какие буквы под ними подписаны. Предложите малышам
назвать и обвести буквы под первыми двумя рисунками, а затем написать такие же буквы под следующими
рисунками.
«Волшебный» барабанчик. «Во-ро-на», «со-ба-ки»—три удара,
«за-яц», «по-ле»—два удара.
Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку
работы детей.
Рисуем сказку «Заяц - хваста»
|