В ходе беседы педагог продолжает воспитывать у
детей
отрицательное отношение к жадности. Воспитатель рассказывает детям: Миша и Саша стояли у окна и смотрели, как
ребята на
площадке играют в футбол. Друзья радовались удаче знакомых, огорчались
неудачам. Вскоре они отвлеклись: Миша достал из кармана мандарин и
начал его
чистить, а его друг внимательно наблюдал, как из-под шкурки появлялись
аппетитные плотные дольки. Миша отрывал дольку за долькой и аккуратно
отправлял их в рот. Саша как зачарованный смотрел на мандарин. Скоро
исчезнет
последняя долька. — Если бы у меня был мандарин, я бы тебя
обязательно
угостил, — со вздохом сказал Саша. — Как жаль, — сказал Миша, отправляя последнюю
дольку
в рот, — что у тебя нет мандарина. — По-дружески ли поступил Миша? Какой Миша?
(Жадный.) — Как вы думаете, понимает ли Миша, что
поступает
неправильно? — Придумайте название этой истории. —
Придумайте небольшой рассказ о друзьях, которые умеют делиться.
Нарисуйте
иллюстрацию к этой истории.В ходе беседы воспитатель продолжает формировать у
детей привычку делиться с друзьми.Педагог предлагает детям послушать
стихотворение Я.
Акима «Яблоко». Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою, Яблоко я пополам разломлю, Яблоко с другом своим разделю. — О каком правиле дружбы говорится в этом
стихотворении? — В стихотворении яблоко описано так, что его
тут же
хочется съесть. Почему тот, у кого в руках оно оказалось, не сделал это? — Какое еще название можно подобрать к этому
стихотворению? — Нарисуйте рисунок к стихотворению. — А теперь послушайте еще одну историю о том,
как
делили яблоко (В. Сутеев «Яблоко»). Сначала педагог читает первые три части
рассказа. Стояла поздняя осень. С деревьев давно облетели
листья, и только на верхушке дикой яблони еще висело одно-единственное
яблоко.
В эту осеннюю пору бежал по лесу заяц и увидел яблоко. Но как его
достать?
Яблоко высоко висит — не допрыгнешь! — Крра-крра! Смотрит заяц — на елке сидит ворона и смеется. —
Эй,
ворона! — крикнул заяц. — Сорви-ка мне яблоко! Ворона перелетела с елки на яблоню и сорвала
яблоко.
Только в клюве его не удержала — упало оно вниз. — Спасибо тебе, ворона! — сказал заяц и хотел
было
яблоко поднять, а оно, как живое, вдруг зашипело... и побежало. Что
такое? Испугался
заяц, потом понял: яблоко упало прямо на ежа, который, свернувшись
клубочком,
спал под яблоней. Еж спросонок вскочил и бросился бежать, а яблоко на
колючки
нацепилось. — Стой, стой! — кричит заяц. — Куда мое яблоко
потащил? Остановился ежик и говорит: — Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал.
Заяц
подскочил к ежу: — Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел! К
ним
ворона подлетела. — Напрасно спорите, — говорит, — это мое
яблоко, я его
себе сорвала. Никто друг с другом согласиться не может. Каждый кричит: — Мое яблоко! Крик, шум на весь лес. И уже драка начинается:
ворона
ежа в нос клюнула, еж зайца иголками уколол, а заяц ворону ногой
лягнул... — Как вы думаете, у кого из зверей больше прав,
чтобы
сказать: «Это мое яблоко»? — Почему каждый из зверей считает яблоко своим? — Во что обернулся спор зверей, которые не
могли
поделить яблоко? — Как бы вы рассудили зверей? — Послушайте, что же было дальше. Вот тут-то медведь и появился. Да как рявкнет: — Что такое? Что за шум? Все к нему: — Ты, Михаил Иванович, в лесу самый большой,
самый
умный. Рассуди нас по справедливости. Кому это яблоко присудишь, так
тому и
быть. И рассказали медведю все, как было. Медведь подумал, подумал, почесал за ухом и
спросил: — Кто яблоко нашел? — Я! — сказал заяц. — Кто яблоко сорвал? — Как р-раз я! — каркнула ворона. — Хорошо. А кто его поймал? — Я поймал! — пискнул еж. — Вот что, рассудил медведь, — все вы правы, и
потому
каждый из вас должен яблоко получить. — Но тут только одно яблоко! — сказали еж, заяц
и
ворона. — Разделите это яблоко на равные части, и пусть
каждый
возьмет себе по кусочку. И все хором воскликнули: — Как же мы раньше не догадались! Ежик взял яблоко и разделил его на четыре
части. Один
кусочек дал зайцу: — Это тебе, заяц, — ты первый яблоко увидел.
Второй
кусочек вороне отдал: — Это тебе, ворона, ты яблоко сорвала. Третий
кусочек
ежик себе в рот положил: — Это мне, потому что я поймал яблоко.
Четвертый
кусочек ежик медведю в лапу положил: — А это тебе, Михаил Иванович... — Мне-то за что? — удивился медведь. — А за то, что ты нас всех помирил и уму разуму
научил! И каждый съел свой кусочек яблока, и все были
довольны, потому что медведь рассудил справедливо, никого не обидел. — Согласны ли вы с тем, как медведь рассудил
зверей? — Почему ежик четвертый кусочек яблока отдал
Михаилу
Ивановичу? — Почему медведь удивился? (Он был
бескорыстным,
нежадным, справедливым.) — Почему все звери остались довольны? Воспитатель еще раз читает отрывок со слов
«Мне-то за
что?..» и спрашивает: — О каком правиле дружбы здесь идет речь? — Нарисуйте, кому бы могло достаться яблоко,
если бы
не вмешался медведь. — Придумайте новое название этой сказке. — Сравните эту сказку с рассказом «Не будь
жадным». |