В ходе беседы воспитатель старается объяснить
детям,
что доброта скрыта «внутри» человека, что она раскрывается только в его
поведении,
в отношении к другим людям.
Педагог предлагает детям познакомиться еще с
одни
носорогом (Б. Заходер «Сказка про доброго носорога»), который совсем не
похож
на носорога из басни С. Михалкова «Зеркало».
Жил-был Носорог,
На других непохожий:
Носорог
С удивительно тонкой кожей.
В джунглях жил,
Среди хищных зверей,
А кожа была у бедняги
Действительно
Тоньше бумаги
И очень, очень чувствительная!
С виду он был
Носорог носорогом,
Что
Говорит
О многом...
Ноги, как тумбы,
Чудовищная голова.
Рог на носу
Или даже, кажется, два.
Но
Хорошего носорога
Не прошибешь и дубиной,
А он
Еле-еле мог
Стерпеть
Укус комариный.
Погладят его против шерсти —
И это его огорчает...
Таких мелочей
Носороги,
Как правило, не замечают!
Прут напролом носороги,
Не разбирая дороги!
Любят
Топтать и давить,
Мять и крушить Носороги.
<...>А этот Чудак Носорог
С кожею тонкой
Разных мышат-лягушат
И то обходил сторонкой!
— Я, — говорит, — не могу!
Пусть все
Как хотят поступают.
Но,
По-моему,
Им неприятно.
Когда на них наступают!
Толстокожие братья
Стали срамить Носорога <...>
— Ты ведь позоришь не только себя —
Весь наш род
Носорожий! <...>
— Я понимаю вас,
Я ведь тоже
Зверь по натуре,
Но только я
Кое-что
Испытал на собственной шкуре <...>
— Давайте сравним этого носорога с носорогом из
басни
«Зеркало»? Чем-нибудь они похожи? (Внешностью.) А чем они отличаются?
(Отношением к окружающим.)
— Кто и как пытался воздействовать на носорога,
чтобы
он перестал быть добрым?
— Почему добрый носорог не может быть жестоким?
Как он
это объяснил? («Я кое-что испытал на собственной шкуре».)
Воспитатель объясняет детям переносный смысл
слов
«тонкокожий», «толстокожий». Затем предлагает нарисовать доброго и
злого
носорогов.
Правда — неправда
Дети старшего дошкольного возраста знают, что
нельзя
обманывать окружающих, что всегда нужно говорить правду. Но страх
наказания,
чувство стыда заставляет детей иногда скрывать свои проступки. Сильное
эмоциональное переживание притупляет знание о том, что врать нельзя.
Воспитатель на примерах старается показать
детям, что
правдивость, честность всегда радуют взрослых, что эти качества очень
ценятся
в человеке. Педагог объясняет детям, что особого осуждения заслуживает
перекладывание вины на другого, ни в чем не повинного человека.
В ходе
бесед по этой теме дошкольники осваивают такие понятия, как: «правда»,
«честность» и их противоположности: «неправда», «нечестность», «ложь»,
«обман».
|