Дидактические задачи. Закрепить у детей
представление о том, что в сказке всегда есть мудрое поучение, как жить,
дружить,
умному быть; в поступках, желаниях героев сказок раскрываются разные
качества
человека: доброта, отзывчивость, смелость, трудолюбие, дружба,
скромность и т.
д.; в сказках порицаются, высмеиваются зло, лень, трусость, грубость.
Игровая задача. «Позовем сказку».
Игровые действия. Рассматривание
картинок
(иллюстраций к сказкам). Припоминание знакомых сказок и узнавание по
отрывку.
(Отрывки должны быть короткие и знакомые, так как их узнавание не цель
игры, а
некоторое введение в нее при активном участии детей.)
Правила игры. Внимательно
слушать сказку,
которую дети позвали; не мешать друг другу, если кому-либо сказка
известна; не
задавать вопросов во время рассказывания сказки и слушания ее детьми;
стараться запомнить самое интересное в сказке.
Оборудование. Иллюстрации к знакомым детям
сказкам и к новым. (Иллюстрации вводят детей в «мир сказок», углубляют
интерес, иногда вызывают желание вновь послушать уже знакомую и любимую
сказку.)
Ход игры
Воспитатель кратко
говорит о
некоторых особенностях сказки, возбуждая интерес детей и желание
послушать
сказку.
Воспитатель. А теперь начинаем игру
«Позовем сказку». Как бы вы позвали?
Дети. Сказка, приди к нам. Сказка,
сказка, приходи, что-нибудь нам расскажи. Расскажи о том, чего и нет, но
очень
интересно узнать, что приключилось. Сказка, приходи и расскажи, чего еще
и нет,
а будет.
Воспитатель. Сказка обязательно придет:
вы гак ее хорошо позвали. А вот смотрите: что это? (Конверт с
иллюстрациями.)
Позвали сказку, а появились картинки. (Воспитатель показывает одну за
другой
иллюстрации к сказкам: это первая ступень познания.)
После узнавания
сказки по картинкам
педагог ведет детей к узнаванию сказки по коротким ее частям —
отрывкам.
«Выбежала Маша в
чистое поле и
только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным
лесом...» Из
какой сказки эти слова?
«Шла
лисичка по дорожке, нашла скалочку. За
скалочку взяла курочку!» А еще что лисичка брала за скалочку?
«В лесу в маленькой
избушке
жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а
Петя-петушок
оставался дом стеречь».
Что дальше случилось?
Как кот
лису перехитрил?
Воспитатель. Выбрали сказку— как будто ее
позвали, и она пришла. Поздоровалась с вами. А как вы ответите, чтобы
сказка
узнала, что дети рады?
Дети. Сказка, спасибо, что пришла.
Здравствуй, сказочка. Мы, ребята, любим сказки. Мы рады, что сказка
пришла.
Воспитатель. Вы хорошо, ласково,
приветливо встретили сказку. А теперь слушайте, что рассказывает
сказка.
Слушайте и запоминайте. С кем вы повстречались в сказке? Что вы узнали,
что
было хорошо и что не очень?
Примечание. Говоря о
прослушанной сказке, педагог не должен
разрушать впечатлений, переживаний, настроения, не должен допускать
докучливого выспрашивания, дидактизма. Пусть сказка останется в душе
ребенка
как что-то целое, необычное, надолго
запоминаемое. Шуточные вопросы для литературной викторины по сказкам1. Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок.)
2. Назовите героиню русской народной сказки, которая была овощем. (Репка.)
3. Какие русские народные сказки повествуют о проблеме отдельной жилплощади? («Теремок», «Лиса и Заяц».)
4. Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистую силу.)
5. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только собрать урожай? (Буратино.)
6. Какая домашняя птица занималась изготовлением изделий из драгоценных металлов для своих хозяев? (Курочка Ряба.)
|