Воспитатель предлагает детям вспомнить слова,
которые
помогают людям помириться.
— Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел
обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться.
— Вспомните, когда слова извинения помогли вам
избежать наказания (получить прощение).
— Мы поняли, что вежливые слова помогают
сохранить
дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово
радует,
недоброе огорчает»). Но все ли умеют прошать и таким образом сохранять
добрые
отношения?
Воспитатель напоминает детям стихотворение А.
Кузнецова «Подружки», а затем предлагает послушать сказку А. Нееловой
«Тысячесвет».
На берегу весело журчащего ручейка рос
хорошенький
цветок тысяче-цвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько
капелек.
Рассердился Тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь
брызгаться!
Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть».
— Не сердись, это я нечаянно сделал, —
извинялся
ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит.
Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не
простил
ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне
пришло
знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое
зелененькое платьице
запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом
можно
было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем
старом
друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл
бы
меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком».
Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить
у него
прошения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как
нарочно, не
было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и
скоро дети
нашли его в траве совсем высохшим.
— За что тысячесвет рассердился на ручеек?
— Так ли сильно провинился ручеек, чтобы
выслушивать
такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно
еще
раз прочитать этот отрывок.)
— А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал,
что
нечаянно брызнул на цветок.)
— За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он
сделал
от обиды?
— Когда и почему цветок вспомнил о ручейке?
— Какие слова готов был сказать цветок, чтобы
вернуть
друга?
— Какой конец у этой сказки? Что вы
почувствовали?
Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка;
помогает им понять, что нежелание принять
извинения
друга привело цветок к гибели.
Педагог предлагает детям придумать другой
вариант
сказки.
(1. Когда началась жара, ручеек вернулся и
спас
друга.
2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они
продолжили играть вместе.)
Затем просит детей нарисовать рисунки,
изобразив на
них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия
иллюстрациям. В
заключение воспитатель подводит итог:
— Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом.
Если
возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по
справедливости. Если
все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора красна
примирением».) Главное не злиться друг на друга, стараться сохранить
дружбу.
(«Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь,
вспомните
стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»):
Два котенка разругались,
Раздружились, отвернулись,
Но украдкой обернулись...
И во всю
Расхохотались.
Урок дружбы
В ходе беседы педагог напоминает детям о том,
что с
друзьями надо делиться.
Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы»
М.
Пляцковского. Жили два воробья — Чик и Чирик.
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый
ящик
пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю.
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не
останется», — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик
выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю.
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик
аккуратно и
полетел к своему приятелю Чику.
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять
зернышек
пшена. Давай их поровну разделим и склюем.
— Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться
крылышками
Чик. — Ты нашел, ты и клюй!
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А
друзья
все должны делить пополам. Разве не так?
— Ты, наверное, прав, — ответил Чик.
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял
у него
пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый
ящик
пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка.
— Почему Чику стало стыдно?
— Почему Чик решил никому не давать пшена из
посылки
бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.)
— А как поступил Чирик, когда нашел десять
зернышек?
Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.)
— Почему рассказ называется «Урок дружбы»?
—
Нарисуйте Чика и Чирика.
|