Воспитатель предлагает детям вспомнить слова, 
которые
помогают людям помириться.
— Вспомните, когда слова «извини», «я не хотел
обидеть», «прости, пожалуйста» помогли вам помириться. 
— Вспомните, когда слова извинения помогли вам
избежать наказания (получить прощение). 
— Мы поняли, что вежливые слова помогают 
сохранить
дружбу, доставить другому радость, предотвратить ссору («Доброе слово 
радует,
недоброе огорчает»). Но все ли умеют прошать и таким образом сохранять 
добрые
отношения? 
Воспитатель напоминает детям стихотворение А.
Кузнецова «Подружки», а затем предлагает послушать сказку А. Нееловой
«Тысячесвет». 
На берегу весело журчащего ручейка рос 
хорошенький
цветок тысяче-цвет. Однажды ручеек, играя, брызнул на него несколько 
капелек.
Рассердился Тысячесвет и закричал: «Гадкий ручьишка, как ты смеешь 
брызгаться!
Все платьице мне замочил! Убирайся, не хочу больше с тобой играть». 
— Не сердись, это я нечаянно сделал, — 
извинялся
ручеек. — Потерпи немного, солнышко живо тебя обсушит. 
Но тысячесвет слушать ничего не хотел и не 
простил
ручеек. Обиделся ручеек и повернул в другую сторону. На смену весне 
пришло
знойное лето... Тысячесвет изнемогал. От жажды его хорошенькое 
зелененькое платьице
запылилось и покрылось грязными пятнами. В полузавядшем цветке с трудом
 можно
было узнать когда-то красивый тысячесвет. Вспомнил тут цветок о своем 
старом
друге и, вздыхая, сказал: «Будь со мной теперь ручеек, он напоил и обмыл
 бы
меня, и стал бы я опять таким же хорошеньким, как прежде, цветочком». 
Решил тут тысячесвет позвать ручеек и попросить
 у него
прошения, но от слабости не мог громко крикнуть... В ту пору, как 
нарочно, не
было ни дождя, ни росы — цветок наш день ото дня все больше увядал, и 
скоро дети
нашли его в траве совсем высохшим. 
— За что тысячесвет рассердился на ручеек? 
— Так ли сильно провинился ручеек, чтобы 
выслушивать
такие слова, как «гадкий», «убирайся», «не хочу с тобой играть»? (Можно
 еще
раз прочитать этот отрывок.) 
— А как поступил ручеек? (Извинился. Сказал, 
что
нечаянно брызнул на цветок.) 
— За что ручеек обиделся на тысячесвет? Что он 
сделал
от обиды? 
— Когда и почему цветок вспомнил о ручейке? 
— Какие слова готов был сказать цветок, чтобы 
вернуть
друга? 
— Какой конец у этой сказки? Что вы 
почувствовали?
Воспитатель старается вызвать сочувствие у детей к судьбе цветка; 
помогает им понять, что нежелание принять 
извинения
друга привело цветок к гибели. 
Педагог предлагает детям придумать другой 
вариант
сказки.  
(1. Когда началась жара, ручеек вернулся и 
спас
друга.  
2. Тысячесвет принял извинения ручейка, и они
продолжили играть вместе.)  
Затем просит детей нарисовать рисунки, 
изобразив на
них печальный и веселый конец сказки, и придумать названия 
иллюстрациям. В
заключение воспитатель подводит итог: 
— Нужно жить дружно, не ссорясь друг с другом. 
Если
возникает спор, постарайтесь договориться и решить спор по 
справедливости. Если
все же поссорились, обязательно помиритесь. («Каждая ссора красна
примирением».) Главное не злиться друг на друга, стараться сохранить 
дружбу.
(«Глупые ссорятся, а умные договариваются».) А когда поссоритесь, 
вспомните
стихотворение (Л. Яковлев «Ссора»): 
Два котенка разругались,  
Раздружились, отвернулись,  
Но украдкой обернулись...  
И во всю  
Расхохотались. 
  
Урок дружбы  
В ходе беседы педагог напоминает детям о том, 
что с
друзьями надо делиться. 
Воспитатель читает детям рассказ «Урок дружбы» 
М.
Пляцковского. Жили два воробья — Чик и Чирик. 
Однажды Чику пришла посылка от бабушки. Целый 
ящик
пшена. Но Чик об этом ни словечка не сказал своему приятелю. 
«Если я пшено раздавать буду, то себе ничего не
останется», — подумал он. Так и склевал все зернышки один. А когда ящик
выбрасывал, то несколько зернышек все же просыпалось на землю. 
Нашел эти зернышки Чирик, собрал в пакетик 
аккуратно и
полетел к своему приятелю Чику. 
— Здравствуй, Чик! Я сегодня нашел десять 
зернышек
пшена. Давай их поровну разделим и склюем. 
— Не надо... Зачем?.. — стал отмахиваться 
крылышками
Чик. — Ты нашел, ты и клюй! 
— Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. — А 
друзья
все должны делить пополам. Разве не так? 
— Ты, наверное, прав, — ответил Чик. 
Не стал он обижать своего приятеля Чирика, взял
 у него
пять зернышек. И ему стало при этом очень стыдно. Ведь сам склевал целый
 ящик
пшена и не поделился с другом, не дал ему ни одного зернышка. 
— Почему Чику стало стыдно? 
— Почему Чик решил никому не давать пшена из 
посылки
бабушки? (Жалко. Он пожадничал, хотя у него был целый ящик пшена.) 
— А как поступил Чирик, когда нашел десять 
зернышек?
Почему он так поступил? (Он хороший, добрый друг.) 
— Почему рассказ называется «Урок дружбы»? 
—
Нарисуйте Чика и Чирика.
	
	
	  |