Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок. Задачи:
1) Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать
сказку на основе построения наглядной временно-пространственной модели,
сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать
интонационную выразительность речи, давать характеристику героям новой
сказки (особенно подробно - лисе), сравнивая их с персонажами других
сказок.
2) Развивать у детей мышление и воображение,
эмоциональную отзывчивость, память при отборе условных заместителей
персонажей сказки; подбирать их по величине, цвету, характеру персонажа.
3) Уметь использовать заместители при показе не только всей сказки, но и отдельных эпизодов.
4) Учить детей строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.
Материал и оборудование: Книги - сказки, где
встречаются персонаж - лиса, книга - сказка «Лиса и волк», иллюстрации к
русским народным сказкам, шапочки лисы и волка, рукавичка - лиса,
магнитофон, фланелеграф с фигурками - заместителями, конфеты с деталями,
рамочки.
Приемы и методы: беседа с детьми, показ и
рассматривание иллюстраций из сказок, где есть лиса, дидактические игры:
«лиса» (рукавичка), упражнение «присказка о лисе», «лиса и зайцы»,
драматизация концовки сказки и грамзапись.
Ход работы:
1. Воспитатель: Дети, вспомните и перечислите мне русские народные сказки? (Перечисляют сказки).
Очень часто героем русских сказок является лиса, назовите мне эти сказки. («Лиса, заяц и петух», «Лисичка со скалочкой», «Кот, петух и лиса»).
Сегодня я вас познакомлю со сказкой, где тоже есть лиса, она называется «Лиса и волк». (Дети садятся на коврик).
Как вы думаете, какой будет лиса в этой сказке? (Хитрой, умной, ловкой).
Воспитатель одевает рукавичку лисы на руку и просит детей вспомнить присказку о лисе; затем рассказывает детям сказку.
Воспитатель: Понравилась вам. Дети, сказка? (Да).
Объясняет детям непонятные слова : (не ворохнется, воз, улучила, смекнула, кума, квашня, куманек).
Что в сказке вам особенно понравилось? Рассказываю по их просьбе 2-3 отрывка.
Воспитатель: Дети, давайте дадим характеристику лисе в этой сказке, какая она? (Хитрющая, плутовка, изворотливая).
На какую лису похожа героиня сегодняшней сказки? (На лису из сказки «Лисичка со скалочкой»).
2. Предлагаю детям драматизировать концовку сказки - 2-3 раза. (Физкультминутка «Лиса и зайцы»).
3. Воспитатель: А сейчас, дети, пройдите за столы и достаньте из конвертов фигурки- заместители персонажей нашей сказки.
Размещаю крупные заместители на фанелеграфе.
Назовите героев сказки? Сколько их? (Дети перечисляют: дед, баба, лиса, волк, рыба, воз, река. Их 8).
Дадим каждому персонажу сказки фигурку - заместителя. Какие они? (Разного цвета и формы. Выбираем героев - заместителей).
Воспитатель: модели разобрали, еще у нас есть
рамочки, в них мы будем составлять эпизод ( часть) сказки, стрелки
показывают продолжение сказки.
Вспоминаем начало сказки и выкладываем в 1-ой рамочке соответствующие фигурки - заместители. Когда закончили полностью составлять сказку, хвалю детей за то, что они справлялись правильно и хорошо.
4. Воспитатель: Прежде, чем попробуем рассказать
сказку от начала до конца, вспомним некоторые части. Назовите эпизод
сказки в 3-ей рамочке, в 5-ой, 9-ой и т.д. (Дети называют).
Воспитатель: начинаем рассказывать сказку по модели, все внимательно слушают, т.к. будут рассказывать по очереди.
5. Воспитатель: Ребята, понравилось вам составлять сказку по моделям? (Да). Почему? (Интересно, необычно, легче рассказывать; есть подсказка - модель).
А сейчас я предлагаю вам подойти к моему столу и
прослушать в грамзаписи концовку сказки, обращая внимание на интонацию
голоса волка, с которой он произносит фразу: «Так, милая, так!» (Дети высказывают свое мнение).
|