Цели
• Продолжать учить детей понимать жанровые особенности
сказки, отличие её от рассказа, басни.
• Учить детей понимать особенности характера действующих
лиц, изображать их эмоциональное состояние с помощью мимики, жеста.
• Развивать навыки пересказа литературного текста.
• Учить применять в речи образные выражения, сравнения.
Ход занятия
Часть 1 Чтение сказки
Воспитатель:
- Сегодня я хочу познакомить вас со сказкой. Мы с вами
знаем сказки народные — русские народные, сказки других стран и народов. А
есть и авторские сказки. Вспомните, сказки каких авторов мы с вами знаем?
(Сказки Ш. Перро «Красная шапочка», братьев Гримм «Бременские музыканты», Ганса
Христиана Андерсена «Снежная королева», сказки в стихах Корнея Чуковского,
сказку Самуила Маршака «Двенадцать месяцев» и другие.) Сегодня я расскажу вам
сказку русского писателя Валентина Катаева. Называется она «Цветик-семицветик».
Эта сказка была написана 60 лет назад. Послушайте ее внимательно, а потом
скажете мне, что же в этой сказке сказочного, волшебного.
Воспитатель читает сказку.
Часть 2
Беседа о содержании прочитанного
Воспитатель организует беседу, обращаясь к детям с
вопросами:
• Почему историю «Цветик-семицветик» называют сказкой?
Что в ней есть волшебного, сказочного?
• Кто главный герой сказки?
• Какие черты характера девочки Жени можно назвать положительными,
а какие отрицательными?
• Давайте вспомним, на какие желания Женя потратила первый
лепесток своего цветка?
• А каким было второе желание? Как вы думаете, если бы
Женя была более внимательной и не считала ворон, нужно ли ей было бы тратить
второй лепесток?
• Почему Женя захотела попасть на Северный полюс? Хорошо
ли она подумала, прежде чем загадать такое желание?
• Какое чувство заставило Женю загадать себе все игрушки,
которые только есть на свете? Как пишет об этом автор? (Взяла Женю досада. Даже
глаза от зависти стали жёлтые, как у козы.)
• Как вы думаете, на какие желания Женя потратила шесть
лепестков — на стоящие или на пустячные?
• А каким было седьмое желание Жени? Вспомните, как она
его загадала? (...Девочка бережно оторвала последний голубой лепесток, на
минуту прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском,
дрожащим от счастья.)
• Почему именно последнее желание вызвало у Жени радость,
почему его исполнение принесло ей счастье?
Часть 3 Игры -драматизации
Воспитатель предлагает разным детям разыграть различные
фрагменты сказки:
♦
Женя идет с баранками из булочной.
♦
Женя бежит за собакой, злясь на нее за то, что она съела баранки.
♦
Женя достает мамину вазочку и вдруг отвлекается на пролетающих ворон. Вазочка
упала и разбилась. Какие чувства испытывает девочка?
♦
Женя хочет играть с мальчиками, но ее не принимают в игру. Представьте себя на
ее месте и попробуйте изобразить ее чувства.
• Женя на Северном полюсе.
• Женя видит девочек и их игрушки. Вспомните, как автор
описывает эту сцену, и попробуйте изобразить Женю.
• Разговор Жени и Вити. Последнее желание.
Окончание занятия
Воспитатель:
— Как вы думаете, какова же главная мысль этой сказки?
Как вы думаете, можно эту главную мысль выразить народными пословицами:
Доброе дело два века живет.
Добрые дела и до смерти живут.
Делай добро и жди добра.
Живи для людей, поживут и люди для тебя.
Как аукнется, так и откликнется.
Худо тому, кто добра не делает никому. |