В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто
 не
работает, тот не ест».
Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто 
не
работает, тот не ест». 
У короля Матий была красавица дочь, но ленивая:
никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела 
перед
зеркалом и любовалась собой. 
Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил: 
кто в
три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время 
идет да
идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных 
искать мужа
для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то 
парень —
пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю. 
Парень
испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал
 все по
порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать. 
Привел
он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную 
девушку. 
На другой день парень взял плуг, запряг волов и
 поехал
в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером
возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает: 
— Кто сегодня работал, мать? 
— Я и ты, — отвечает она. 
— Ну, кто работал, тот и есть может. 
Не понравилось это королевской дочери, 
рассердилась
она и голодная пошла спать. И на другой день все также было. На третий
королевна и говорит свекрови: 
— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не
 сидеть
без дела. Та велела ей наколоть дров. 
Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова
спрашивает: 
— Кто сегодня работал, мать? 
— Мы трое: я, ты и королевна. 
— Ну, кто работал, тот и есть может. 
И все трое поужинали. Так понемногу королевна
научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку. 
Видит —
работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит: 
— Как, и ты научилась работать? 
— А как без нее, — отвечает королевна, — у нас 
так
положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь
поужинать, поди-ка наколи дров. 
Король подарил дочери и зятю много подарков, 
погостил,
а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как 
родного
сына, обещал еще при жизни передать ему королевство. 
— Что вам понравилось в этой сказке? Может 
быть,
кому-то сказка не понравилась? Почему? 
— Кого-нибудь удивило то, что король хотел 
научить
свою дочь работать? 
— Заставляли ли мать и ее сын королевну 
работать?
(Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.) 
— Почему королевна попросила дать ей 
какую-нибудь
работу? 
— Что королевна ответила отцу, когда он спросил
 у нее:
«Как, и ты научилась работать?» 
— Чем закончилась сказка? 
— Вспомните сказки, в которых труд и 
вежливость,
награждаются, а лень и грубость наказываются. («Золушка», «Морозко»,
«Ленивица».) 
В
заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок
иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам. 
	
	
	  |