В ходе беседы дети постигают смысл пословицы «Кто
не
работает, тот не ест».
Воспитатель читает детям сербскую сказку «Кто
не
работает, тот не ест».
У короля Матий была красавица дочь, но ленивая:
никогда ничего не делала, да и не умела делать, а день-деньской сидела
перед
зеркалом и любовалась собой.
Пришла пора выдавать ее замуж. Король объявил:
кто в
три года научит его дочь работать, за того он ее и замуж выдаст. Время
идет да
идет, а за королевну никто не сватается. Послал король приближенных
искать мужа
для дочери. Поехали они в разные стороны. И вот встретился им как-то
парень —
пашет поле на восьми волах. Они тут же ему приказали идти к королю.
Парень
испугался, но делать нечего. Приходит он к королю, а тот ему и рассказал
все по
порядку. Согласился парень, обещал в три года научить девушку работать.
Привел
он королевну домой. Мать выбежала на встречу, дивится на прекрасную
девушку.
На другой день парень взял плуг, запряг волов и
поехал
в поле, а матери сказал, чтобы не принуждала сноху работать. Вечером
возвратился с работы, мать подала ужин. Сын спрашивает:
— Кто сегодня работал, мать?
— Я и ты, — отвечает она.
— Ну, кто работал, тот и есть может.
Не понравилось это королевской дочери,
рассердилась
она и голодная пошла спать. И на другой день все также было. На третий
королевна и говорит свекрови:
— Мама, дай и мне какую-нибудь работу, чтобы не
сидеть
без дела. Та велела ей наколоть дров.
Вечерело. Сели за узкий стол, а парень снова
спрашивает:
— Кто сегодня работал, мать?
— Мы трое: я, ты и королевна.
— Ну, кто работал, тот и есть может.
И все трое поужинали. Так понемногу королевна
научилась работать. Через три года приезжает король проведать дочку.
Видит —
работает она дружно со свекровью. Обрадовался и говорит:
— Как, и ты научилась работать?
— А как без нее, — отвечает королевна, — у нас
так
положено: кто работал, тот и есть может. И знаешь, отец, коли ты хочешь
поужинать, поди-ка наколи дров.
Король подарил дочери и зятю много подарков,
погостил,
а потом отвез всех троих к себе во дворец. Парня того он принял, как
родного
сына, обещал еще при жизни передать ему королевство.
— Что вам понравилось в этой сказке? Может
быть,
кому-то сказка не понравилась? Почему?
— Кого-нибудь удивило то, что король хотел
научить
свою дочь работать?
— Заставляли ли мать и ее сын королевну
работать?
(Нет, они считали, что она сама должна захотеть работать.)
— Почему королевна попросила дать ей
какую-нибудь
работу?
— Что королевна ответила отцу, когда он спросил
у нее:
«Как, и ты научилась работать?»
— Чем закончилась сказка?
— Вспомните сказки, в которых труд и
вежливость,
награждаются, а лень и грубость наказываются. («Золушка», «Морозко»,
«Ленивица».)
В
заключение воспитатель предлагает детям нарисовать к одной из сказок
иллюстрацию. В свободное время организует игры, инсценировки по сказкам.
|