Предварительная работа: взрослый знакомит детей с цифрами
от 1 до 5. Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки (правильную
рабочую позу за
столом при рисовании и письме); обучать умению подражать; а также согласовывать свои
действия при проведении простой инсценировки.
Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей; учить малышей правильно
держать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; дать детям знания о том, из каких
материалов делается посуда; ввести в словарь детей относительные прилагательные «деревянный», «глиняный»,
«бумажный», «металлический», глаголы «лакать», «облизываться», «наесться»,
прилагательные-антонимы «сытый — голодный»; закреплять счетные навыки,
знакомить детей с цифрами; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки.
Развивающие — стимулировать слуховое и зрительное внимание
детей, умение подбирать рифмы, способность завершать начатый узор; развивать
логическое мышление
— умение рассуждать, сравнивать, анализировать.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — баба, лиса;
предметные картинки — кувшин, серп, сноп;
декорации: поле, река;
большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по
количеству детей;
индивидуальные листы с графическим и математическим заданиями по количеству детей;
простые и красные карандаши по количеству детей.
Ход занятия
1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на
лужок, сделали кружок». (Дети вместе с
педагогом встают в круг.) Спросите у детей, какую русскую народную сказку они рассказывали на прошлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль
по сказке «Лиса и кувшин». Распределите
между детьми роли бабы, лисы. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации.
Выдайте
детям-артистам фигурки их персонажей, атрибуты и декорации: одному ребенку —
бабу с серпом и кувшином, другому — лису, декоратору дайте поле, сноп и реку. Остальные дети будут зрителями.
По мере получения фигурок и декораций
дети садятся за стол: артисты с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.
Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку
сказки, выступая одновременно в
качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказывайте декоратору, куда ставить
декорации, указывайте на артиста, чья очередь говорить; если
необходимо, подсказывайте слова его роли.
Подбери рифму. После окончания спектакля предложите детям
придумать стихи про лису. Объясните, что для этого
нужно подобрать рифму к тем словам, которые вы сейчас скажете.
Прочитайте малышам двустишия:
Утром к озеру напиться Ходит рыжая... (лисица).
Посмотри — на елке птичка, А под елкою... (лисичка).
Леса нашего краса — Все зовут ее... (лиса).
Побывали мы в лесу — Увидали
там... (лису).
4. Артикуляционная
гимнастика. Предложите всем детям изобразить перед зеркалом лису с помощью мимики и
артикуляции. (Для этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуальные зеркала.) Продемонстрируйте детям артикуляционные позы:
голодная
лиса — втянуть щеки;
лиса лакает молоко — совершать лакательные движения
языком;
лиса облизывается — совершать круговое движение языком,
облизывая губы (верхнюю, а затем
нижнюю);
лиса наелась: «Вкусное молоко!» —почмокать губами;
сытая
лиса — надуть щеки.
(Когда дети разучат все артикуляционные позы, можно
забрать у них индивидуальные
зеркала.) Предложите малышам показать артикуляционные позы в следующем порядке: голодная
лиса, сытая лиса, лиса лакает, облизывается, чмокает губами.
После выполнения задания дети вновь садятся за стол.
5. Дорисуй
узор. Раздайте детям листы с рисунками кувшинов и предложите украсить все кувшины одинаковыми
узорами — для этого на каждом из них надо дорисовать лишь отсутствующие
элементы (линии или точки).
Когда узор будет восстановлен, предложите детям
посчитать, сколько всего кувшинов они украсили, и нарисовать в рамке столько же палочек. Затем
предложите малышам выбрать соответствующую цифру из ряда цифр и обвести ее красным карандашом.
Похвалите детей и скажите, что теперь у бабы будет много
красивых кувшинов.
6. Из чего
сделано? Скажите детям, что в старину посуду делали из глины и из дерева. Посуда из глины
называлась глиняной, а из дерева — деревянной.
Теперь люди научились делать посуду из
множества различных материалов.
Предложите малышам помочь вам
рассказать, какая бывает посуда.
Ложка сделана из дерева — значит, она... (деревянная). Кувшин сделан из глины — значит,
он... (глиняный). Банка сделана из стекла
— значит, она... (стеклянная).
Кастрюля сделана из металла — значит, она...
(металлическая). Кружка сделана из
пластмассы — значит, она... (пластмассовая). Стаканчик сделан из бумаги —
значит, он... (бумажный).
7.
Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей
|