Программное содержание.
1. Задачи
на развитие познавательных способностей: развивать системность мышления в
процессе расширения знаний о предметах домашнего обихода;
продолжать учить классифицировать посуду (чайная,
столовая, кухонная);
придумать фантастическую кастрюлю, используя метод
фокальных объектов;
развивать логическое и образное мышление, творческое
воображение, умение конструировать.
2. Задачи на развитие связной речи: составлять
описание посуды, используя схему.
3. Прививать любовь к добру (не проходить мимо чужой
беды).
Предварительная работа. Рассматривание посуды в «волшебном
телевизоре» (системном операторе). Разгадывание загадок по теме.
Чтение сказки К.И.Чуковского «Федорино горе».
Составление загадок описательного характера с использованием
элементов ТРИЗа, рассматривание детьми сервизов и кухонной посуды дома.
Последующая работа. Инсценировка придуманной детьми
сказки с использованием волшебной кастрюли.
Материал к занятию. Сказка К.И.Чуковского «Федорино
горе». Схематические изображения посуды мелкого размера (индивидуально, для
каждого ребенка в конверте). Игра «Чудесные вещи». Костюм Федоры (платок),
скатерть, самовар, угощение к чаю. Посуда (стакан, чашка, блюдце, сахарница,
молочник...), схема-модель составления описательного рассказа.
Ход занятия
Воспитатель. Отгадайте загадку: «Я рукотворная, звучащая,
воды не боюсь, для еды гожусь, а ударь — разобьюсь». (Посуда.) (Ответы детей.)
Воспитатель. Найдите предметы-отгадки на этой картинке
(показывает картинку «Перепутаница»). Какой предмет лишний? (Утюг.) Почему?
Ребенок обводит контур предмета на картинке и говорит:
«Я вижу кастрюлю, это посуда...» Дети называют все предметы.
Воспитатель. А сейчас я загадаю вам загадки о посуде.
Вы отгадайте их и скажите, к какому виду посуды относится отгаданный предмет
(кухонная, столовая, чайная).
При виде еды
Не считают ворон,
Бросаются дружно
С обеих сторон.
Один разрезает,
Другая хватает,
Обоим в тарелке
Работы хватает. (Нож и вилка.)
На огне я стою,
Еду вкусную варю. (Кастрюля.)
Новая посуда, а вся в дырках (Дуршлаг, решето.)
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
Дети. Нож и
вилка — столовые приборы. Кастрюля — кухонная
посуда, дуршлаг —
тоже. Чайник может
быть заварочный и кухонный.
Этюд «Закипающий чайник»
Воспитатель. Представьте себе, что вы — пустой чайник,
в вас медленной струйкой наливают холодную воду (может, вас даже холодный пот
прошиб). Чайник поставили на огонь, вода внутри вас начинает медленно закипать,
бурлить. (Можно даже удивиться.) И вот — нет терпения! Кипит вода, пар из
носика валит! (Слышится свист.) Вода вся выкипела: «Спасите! Помогите!»
Воспитатель берет в руки сборник произведений К. И. Чуковского
и, показывая детям, спрашивает их.
Воспитатель. В какой сказке Корнея Ивановича
Чуковского посуда убежала от своей хозяйки? Почему посуда убежала от Федоры? (Ответы
детей.)
Воспитатель. В сказке ожило много посуды, назовите ее,
а кто может, напомните строчки из сказки. (Ответы детей.)
Воспитатель. Как посуда может проучить Федору, если
она ее найдет?
1-й ребенок. Может стать воздушной и улететь.
2-й ребенок. Может сделаться большим слипшимся комом и
укатиться с горы.
3-й ребенок. Стать негодной для приготовления пищи:
распасться на части, потерять ручки, носики, донышки.
4-й ребенок. Вся оказаться в дырочках, как дуршлаг.
5-й ребенок. Вымыться в ручейке, стать чистой и превратиться
в сказочный лес.
Воспитатель. Верно, ребята, так посуда и сделала. Она
превратилась в сказочный лес. Давайте попробуем представить себе, как он
выглядит. (Рассматривает с детьми плоскостные формы разной посуды. На
фланелеграфе или индивидуально перед каждым ребенком на столе выкладывает
сказочный лес. Например: деревья, у которых стволы — стаканчики, крона —
блюдце. Елочки — вилки. Пеньки — перевернутые кастрюли. Озеро — большое блюдо.
Грибочки — бокальчики, а сверху — блюдца. Бугорок с травой — дуршлаг со
вставленными в него соломинками для коктейлей.)
Воспитатель. Вся посуда в этом лесу чистая, гладкая,
блестящая, а Федорина посуда...
Дети. Грязная, ржавая, расколотая...
Воспитатель. Хотите ей помочь? Волшебный ветерок принесет
нас в этот сказочный лесок.
Физкультминутка «Сказочный ветерок»
Под медленную, спокойную музыку дети встают, кружатся,
«летают», «приземляются».
Воспитатель. Где же здесь посуда? Закройте глаза и
откройте их, если услышите ее звук.
Слышатся звуки: гудок автомобиля, звук музыкального
инструмента, шуршание бумаги, звон бокалов, стук крышки о кастрюлю. Дети
открывают глаза.
Воспитатель. А вот и Федорина посуда, грязная да
неумытая. Давайте, ребята, поможем Федоре стать добрее, придумаем волшебные
слова {надевает платок Федоры).
Дети. Эй, Федора! Эй, эй, эй! Будь, Федора, ты добрей!
Раз, два, три, четыре, пять. Выходи свою посуду ты искать! Федора (добреет).
Ох, не буду! Ох, не буду я посуду обижать. Буду, буду
я посуду и любить, и уважать. Помогите, мне, ребятки, поухаживать за ней.
Пантомима «Мытье посуды»
Воспитатель-Федора говорит, а дети изображают.
Федора.
Мы почистим тебя песочком, Окатим тебя кипяточком,
Вытрем тебя полотенечком. И ты будешь опять, Словно солнышко, сиять.
Дети трут кулаком о ладонь, поочередно поднимают руки,
делают круговые движения руками, поднимают руки в стороны-вверх.
Вернемся домой. Накроем стол скатертью. Поставим
самовар. Расставим посуду. Приглашаю вас, ребятки, на чаепитие с вареньем да
печеньем.
На маленьком сервировочном столике расставлена и разложена
посуда. Дети подходят, выбирают предмет, который им нравится, и рассказывают о
нем, опираясь на схему-модель составления описательного рассказа (цвет, форма,
размер, материал, из которого изготовлена посуда, ее функция).
Каждый рассказывает о своем предмете, например: «Я поставлю
чистый, прозрачный, гладкий, твердый, холодный, хрупкий стакан цилиндрической
формы, из него можно пить».
Воспитатель. Ребята, как же мы пойдем в гости без
подарка? Давайте изобретем для Федоры «чудесную кастрюлю», непохожую на все
другие кастрюли. Для этого мы поиграем в игру «Чудесные вещи».
Воспитатель. Из какого материала будет сделана эта
кастрюля? (Выкладывает перед детьми игровые карточки).
1-й ребенок (выбирает одну карточку с изображением
воздушного шарика). Воздушный шарик.
Воспитатель. Какой он, шарик?
Дети. Легкий, прозрачный, переливающийся, изменяющийся
по форме и размеру...
Воспитатель. А теперь давайте придумаем, чтобы кастрюля
умела двигаться. Как она будет передвигаться? (Предлагает другому ребенку
выбрать карточку из следующей игровой серии — «способ передвижения».)
2-й ребенок, (выбирает карточку с изображением вертолета).
Вертолет.
Воспитатель. Как вертолет передвигается?
Дети. Летит, вертится, крутится...
Воспитатель. Что же еще волшебного будет в нашей
кастрюле? Может быть, запах? (Предлагает третьему ребенку выбрать изображение в
игровой серии «запах».)
3-й ребенок (вытаскивает карточку с изображением
розы). Роза.
Воспитатель. Ребята, как благоухает роза? Дети.
Приятно, хорошо пахнет, духами...
Схема-модель 1.
«Составление описательного рассказа»
1. Цвет — пятна разного цвета.
2. Форма— модели геометрических фигур одного цвета.
3. Размер — большой и маленький мячи.
4. Материал — прямоугольники из разного материала:
а) стекло; б) дерево; в) металл; г) ткань.
5. Функция.
Воспитатель. А теперь расскажите с самого начала,
какая у нас получилась «чудесная кастрюля» (показывает на выбранные детьми
карточки «воздушный шарик», «вертолет», «магнитофон» и «роза»).
Дети. Кастрюля получилась легкая, прозрачная, переливающаяся,
изменяющаяся, музыкальная, смешная, летающая, самоперемешивающаяся,
самомоющаяся, с запахом розы...
Воспитатель. Чем хороша такая кастрюля? (Ответы
детей.)
Воспитатель. Чем плоха? Как устранить плохие качества?
(Ответы детей.)
Воспитатель. Какая у нас получилась кастрюля?
Нарисуйте и расскажите о ней.
Итог занятия подводится во время чаепития. Дети рассказывают,
что запомнилось, понравилось. Воспитатель зачитывает окончание сказки,
написанное писателем. Дети могут предложить свой конец сказки, в котором
фигурирует «волшебная кастрюля». (Выбрать лучший конец методом мозгового штурма
и записать свою версию сказки)
|