Цели занятия
Воспитательные — сформировать у детей умение, не перебивая,
слушать ответы товарищей, соблюдать очередность; воспитывать у детей
сочувствие, желание
помочь тому, кто попал в трудную ситуацию.
Обучающие — совершенствовать мелкую моторику, умение регулировать
силу удара;
расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: добрый — злой, умный — глупый, хитрый — простодушный, честный —
нечестный (обманщик); ввести в речь детей обобщающее слово «посуда»; дать
детям представление о частях, из которых
состоит посуда: дно, крышка, носик, горлышко, ручка; совершенствовать навыки связной речи у детей.
Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание (умение
дифференцировать шумы, подбирать недостающую деталь предмета по форме); учить детей размышлять, находить выход
из трудной ситуации.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — баба, лиса;
предметные картинки — кувшин, серп, сноп;
декорации: поле, река;
посуда (чашка, бутылка и чайник);
карандаш;
настольная ширма;
демонстрационный рисунок «Лиса разбила кувшин»;
листы с индивидуальным графическим заданием по количеству детей.
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на лужок,
сделали кружок». (Дети вместе с педагогом
встают в круг.) Предложите детям вспомнить, какие
русские народные сказки с участием лисы они знают. («Колобок», «Теремок», «Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»,
«Лисичка со скалочкой», «Лиса и
кувшин».)
2. Подумаем
вместе. Спросите у детей, какой в сказках бывает лиса — честной или нечестной (обманщицей),
доброй или злой, умной или глупой, хитрой или простодушной. Вместе с детьми
сделайте вывод, что лиса в сказках чаще всего бывает хитрой и всех обманывает.
После этого спросите детей: «А в сказке „Лиса и
кувшин" какой оказалась лиса? (Злой и глупой. Лиса сумела обмануть бабу,
но кувшин перехитрить не смогла. Рассердилась лиса на кувшин — захотела его
утопить, да вместе с ним и себя погубила.)
Совместный пересказ. Предложите детям провести
коллективный пересказ сказки «Лиса и
кувшин». При пересказе каждый ребенок говорит по 1—2 предложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами
последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ними
описываемые в сказке действия. Если у кого-либо из детей возникают
затруднения, то задайте ему наводящий вопрос или начните следующую фразу сами.
Всем поможем. Скажите детям, что лисе надо было не
сердиться на кувшин,
а получше подумать, как избавиться от него. Предложите малышам самим поразмышлять на эту
тему. Если дети не сумеют найти выход из сложной ситуации, покажите им картинку, как
лиса разбила кувшин, и попросите высказать свое мнение.
Скажите, что если бы лиса не сердилась, а вместо этого
хорошенько подумала,
то смогла бы освободиться от кувшина. А вот баба все равно расстроится. Придет
она отдохнуть после работы и увидит, что кувшин разбит и молока нет. Надо помочь бабе — собрать и склеить ее кувшин.
Предложите детям внимательно посмотреть на
картинку и выбрать из осколков тот, который подойдет по форме к разбитому кувшину.
5. Узнай
по звуку. Похвалите детей за починенные кувшины и скажите, что у вас нет настоящего кувшина, но зато есть другая посуда. Поставьте на
столе перед малышами бутылку, чашку и
чайник. Постучите по ним карандашом, и предложите детям запомнить, какой
звук издает каждый из этих предметов.
Затем поставьте на стол ширму, спрятав
за ней посуду, и пригласите одного из детей загадать звуковую загадку товарищам.
Предупредите, что, в отличие от лисы, нам посуду бить
нельзя, с ней надо обращаться
осторожно, поэтому стучать карандашом надо не сильно. Вызванный ребенок подходит к столу, берет
карандаш и стучит по одному из предметов посуды. Остальные дети по звуку отгадывают, что
звучало. Пригласите по очереди всех детей загадать звуковую загадку товарищам.
6. Назови
части. Уберите со стола ширму и предложите детям внимательно рассмотреть посуду. Покажите и
назовите малышам ее части — дно, горлышко, ручку, носик и крышку.
Предложите детям еще раз назвать и показать все эти части
и повторить названия
предметов: бутылка, чашка, чайник.
7. Подведение
итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей
|