Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей умение соблюдать
очередность, выполнять правила подвижной
игры, участвовать в коллективном пересказе.
Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику (учить детей
бросать и ловить
мяч, удерживать правильную рабочую позу за столом, правильно держать в руке карандаш);
расширять словарный запас детей за счет слов-антонимов: трудно — легко, скромный
— хвастливый, быстро — медленно, смелый — трусливый. Закреплять у детей грамматические навыки —
умение образовывать слова
с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать представление о различии
в строении тела зверей и птиц; совершенствовать связную речь детей. Закреплять знания о геометрических фигурах.
Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, формировать чувства ритма. Учить детей
сравнивать и дорисовывать недостающие части изображения, продолжать последовательность по образцу.
Оснащение:
фигурки
персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы;
декорации: заснеженное поле возле деревни (см. вклейку);
демонстрационный
рисунок «Зайцы зимой»;
листы с индивидуальным графическим заданием «Продолжи ряд»
по количеству детей;
простые карандаши по количеству детей;
мяч.
Ход занятия
Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке,
подровняли ножки». (Дети встают в
шеренгу перед педагогом.) Предложите детям представиться по имени, но имя свое произносить в
уменьшительно-ласкательной форме, например: Танечка, Димочка.
Дети по очереди называют себя по имени и садятся на стульчики, расставленные
полукругом около стола.
Совместный пересказ. Предложите детям провести
коллективный пересказ сказки
«Заяц-хваста». Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом давайте детям
понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами последовательно выставляйте декорации
и фигурки персонажей, совершайте с ними описываемые в сказке действия.
Если
у кого-либо из детей возникают затруднения, задайте ему наводящий вопрос или начните следующую фразу сами.
3. Найди
ошибку. Скажите детям, что теперь они знают о том, как тяжело живется
зайцам зимой в лесу: холодно и голодно, вокруг много опасностей и врагов.
Покажите малышам демонстрационный рисунок
«Зайцы зимой».
Предложите малышам найти на нем
ошибку, которую допустил художник (один из зайцев в серой шубке).
4.Игра с мячом «Скажи наоборот». После рассматривания
рисунка предложите
детям поиграть с мячом. Скажите малышам: «Встали на лужок, сделали кружок». Когда дети сделают круг,
возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объясните детям правила игры: вы произносите слово и бросаете
мяч одному из детей;
ребенок ловит мяч, придумывает слово с противоположным смыслом, произносит его и одновременно
бросает мяч обратно.
Слова
для игры «Скажи наоборот»: большой — маленький, летний — зимний, сытый — голодный, толстый — тонкий, веселый —
грустный, трусливый — храбрый,
смелый, скромный — хвастливый, слабый — сильный, трудно — легко, быстро — медленно, тепло — холодно, далеко —
близко.
После окончания игры дети садятся вокруг стола.
5. Урок вороньего языка. Предложите детям научиться
говорить по-вороньи. Для
этого у мудрой вороны нужно взять урок вороньего языка. Предупредите детей, что на этом уроке все нужно
повторять так, как скажет сама ворона. Покажите малышам фигурку вороны и произнесите: «Кар-кар
(пауза), кар». Дети сначала слушают, а
потом повторяют, копируя ритмический рисунок.
Затем скажите: «Кар-кар (пауза), кар-кар». Следующая
воронья фраза будет звучать
так: «Кар (пауза), кар-кар». И наконец самое трудное задание: «Кар-кар (пауза), кар (пауза), кар-кар».
Сначала
ритмические задания выполняются детьми хором, а затем каждый ребенок получает
индивидуальное задание, а остальные малыши проверяют правильность его выполнения.
6. Продолжи ряд. Предложите детям нарисовать
главных героев сказки «Заяц-хваста». Для
этого выдайте им листы с индивидуальным графическим заданием «Продолжи ряд». Пусть дети продолжат ряд рисунков,
изобразив еще одну ворону и зайца.
Предложите малышам дорисовать картинки так,
чтобы изображения зайца и вороны чередовались в том же порядке.
Обратите
внимание детей на то, что фигурки обоих персонажей в своей основе имеют одинаковые геометрические фигуры и
отличаются друг от друга лишь дополнительными деталями, такими как уши,
хвост, крылья и клюв. Предложите детям самим назвать и показать на рисунке
соответствующие части тела у животных и
уточните названия геометрических фигур, с помощью которых они изображены (туловище — овал, голова — круг, хвостик
у зайца — маленький кружок, хвост у
вороны — треугольник, заячьи уши — овалы, клюв и крылья у вороны — изображены с помощью треугольников).
Предложите детям сравнить, чем
отличается тело птицы (вороны) от тела зверька (зайца).
7. Подведение итогов занятия.
Дайте положительную оценку работы детей
|