Цели:
Продолжать знакомить детей со сказками Г.Х.Андерсена.
Учить понимать содержание сказки. Правильно оценивать
поступки героев.
Ход занятия
Чтение и обсуждение сказки
Воспитатель:
- Сегодня мы с вами продолжаем знакомство со сказками
великого датского сказочника Ганса Христиана Андерсена. Вспомните, какие из
его сказок мы уже знаем?
(«Дюймовочка», «Огниво», «Дикие лебеди», «Принцесса на
горошине» и др.) А сейчас нас ждет встреча со сказкой «Гадкий утенок». Я прошу
вас внимательно послушать ее. (Чтение-сказки.)
Вопросы для беседы с детьми:
1. Вспомните, как появился на свет гадкий утенок.
2. Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на
птичьем дворе? Вспомните, как говорили про него утки.
(-А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не
потерпим! И сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. - Оставьте его!
- сказала утка-мать. - Ведь он вам ничего не сделал!
-Положим, но он такой большой и странный! - прошипела
злая утка. - Ему надо задать хорошенько.)
3.Видите, утенка не любили только потому, что он был не
похож на других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утенка доброе сердце.
Иногда так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не
замечая его душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Мы Должны
понимать, что, если человек не похож на нас, выглядит по-другому, не так, как
мы, это еще не значит, что человек плохой. Любого человека нужно оценивать, не
по внешности, а по делам, его поступкам.
4. Почему утенку пришлось покинуть птичий двор?
(Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры
сердито говорили ему:
«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать
прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а
девушка, которая давала птицам корм, отталкивала его ногою).
5. А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на
болоте. Каким словом можно назвать отношение к нему диких уток? (Безразличие,
равнодушие.) А как о нем сказали гусаки? Чем он привлек их внимание? (Своим
необычным видом, который гуси называли уродством.)
6. Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он
ушел оттуда? (Его не понимали, все его желания и мечты считали дурью.)
7. Вспомните первую встречу гадкого утенка с лебедями?
Что почувствовал утенок?
8. Как вы думаете, каким был гадкий утенок, какими
душевными качествами он обладал?
9. Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился?
10. Как теперь относились все к молодому- лебедю?
(Любовались, любили, радовались.)
Игры-драматизации
А теперь давайте представим, какие чувства испытывал
утенок, когда все его гнали. Попробуйте изобразить:
• испуганного, обиженного утенка;
• как утенок хочет понравиться уткам на птичьем дворе,
своей маме, братьям и сестрам;
• как утенок переносил испытания, выпавшие на его
долю;
• сценку на птичьем дворе: изобразим маму-утку, утят -
братьев и сестер нашего утенка, других уток;
• жителей избушки;
• встречу с лебедями на озере. Какие чувства испытывал
тогда утенок? Как отнеслись к нему лебеди?
Заключение
Вопросы для беседы с детьми.
• Пожалуйста, скажите, ребята, как относился Андерсен
к утенку? В чем проявляется отношение автора?
• А каково ваше отношение: к утенку? Какими душевными
качествами он обладал? Какие его качества вы хотели бы иметь в своем характере?
• А теперь давайте подумаем, какой смысл в этой сказке?
Что хотел сказать нам Андерсен этой сказкой, чему хотел научить людей? |