Цели
• Учить детей подбирать и применять в речи
образные
выражения
Занятия
• Обогащать знания детей о зиме
• Формировать навыки творческого рассказывания
Ход занятия
Чтение сказки
Воспитатель: Ребята, сейчас за окном стоит
самое волшебное
время года - зима. Скажите, а что вам больше всего нравится в зиме?
Сегодня,
ребята, я предлагаю вам послушать сказку Г. Скребицкого «Четыре
художника.
Зима».
ЧЕТЫРЕ ХУДОЖНИКА. ЗИМА
Побелели поля и пригорки. Тонким льдом
покрылась река,
притихла, уснула, как в сказке.
Ходит Зима по горам, по долинам, ходит в
больших
мягких валенках, ступает тихо, неслышно, а сама поглядывает по сторонам -
то
тут, то там свою волшебную картину исправит.
Вот бугорок среди поля. Проказник-ветер взял да
и сдул
с него белую шапку. Нужно ее снова одеть. а вон меж кустов серый
зайчишка
крадется. Плохо ему, серенькому: на белом снегу сразу заметит его хищный
зверь или
птица, никуда от них не спрячешься.
«Одену-ка я косого в белую шубку, - решила
Зима, -
тогда уж его на снегу не скоро заметишь».
А Лисе Патрикеевне одеваться в белое незачем.
Она в
глубокой норе живет, под землей от врагов прячется. Ее только нужно
покрасивее
да потеплее нарядить.
Чудесную шубку припасла ей Зима, просто диво:
вся
ярко-рыжая, как огонь горит! Поведет лиса в сторону пушистым хвостом -
будто
искры рассыплет по снегу.
Заглянула Зима в лес: «Уж его-то я разукрашу:
Солнышко
как глянет, так и залюбуется».
Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые
шубы; до
самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки
надела.
Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно.
А внизу под ними, словно детишки, разные
кустики да
молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела.
И на рябинку, что у самой опушки растет, белое
покрывало
накинула. Так хорошо получилось! На концах ветвей грозди ягод висят,
точно
красные серьги из-под белого покрывала виднеются.
Под деревьями Зима расписала весь снег узором
из
разных следов и следочков. Тут и заячий след: спереди рядом два больших
отпечатка лап, а позади - один за другим - два маленьких; и лисий -
будто по
ниточке выведен: лапка в лапку, так цепочкой и тянется...
Живет зимний лес. Живут заснеженные поля и
долины.
Живет вся картина седой чародейки Зимы. Можно ее и Солнышку показывать.
Раздвинуло Солнышко сизую тучку. Глядит на
зимний лес,
на долины. А под его ласковым взглядом все кругом еще краше становится.
Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные,
зеленые
огоньки зажглись на земле, на кустах, на деревьях. А подул ветерок,
стряхнул
иней с ветвей -и в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные
огоньки.
Беседа с детьми о содержании прочитанного
рассказа
• Давайте вспомним, с кем сравнивает автор
зиму? Как
он ее описывает? (Художница Зима, седая чародейка Зима.)
• Какие образные выражения автор использует для
описания
зимней природы? (Снежная шапка на холме, деревья одеты в тяжелые
снеговые шубы,
на глаза нахлобучены меховые шапки, белое покрывало на рябине.)
• Как позаботилась Зима о животных?
• Снег зимой бывает разным. Вы согласны с этим?
Подумайте, каким бывает снег в ясный морозный день.
• Каким становится снег, когда начинается
оттепель?
• Как автор описывает зимнюю картину, которую
увидело
солнышко, выглянув из-за туч?
Занятия
• Как вы думаете, почему снег под солнечными
лучами из
белоснежного превратился в разноцветный?
• Попробуйте рассказать, что в зимней природе
вам
нравится больше всего.
Придумывание сказки
Воспитатель: Ребята, на прогулках вы видели
множество
картин зимней природы: и снегопад, и блестящий под солнцем снег, и
укрытые
снегом деревья. Давайте попробуем придумать сказку о том, какие наряды
Зима
сшила разным деревьям. Понравились им эти зимние одежки? А может,
кто-то из
деревьев обиделся? А вот еще один сюжет: все деревья сбросили свои
листья, а
соснам и елям зима оставила зеленый убор. Почему? Постарайтесь, чтобы
сказка
получилась красивая и нежная.
Воспитатель помогает детям, задавая вопросы,
следя за
тем, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии. Лучшие детские
сказки
воспитатель записывает в специальный альбом.
|