Предварительная работа: дети под руководством взрослого
вырезают из цветной вклейки
декорации, фигурки персонажей и предметов к сказке и устанавливают их на подставки; взрослый
беседует с детьми о том, чем отличаются домашние животные от диких (дикие животные живут в лесу,
боятся человека, сами
добывают себе пищу и устраивают жилище — норы, дупла, логова, берлоги, а домашние животные с
давних пор привыкли жить рядом с человеком и не боятся его, люди ухаживают за домашними животными,
кормят их, строят
им жилище — хлев, конюшню, будку,— а животные приносят человеку пользу: корова дает молоко, лошадь
перевозит грузы, собака охраняет дом, кошка ловит мышей, курица несет яйца, овца дает шерсть).
Цели занятия
Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать
рассказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь
слушать ответы других детей, не перебивать говорящего); формировать потребность защищать слабого.
Обучающие — совершенствовать общую моторику; закреплять и расширять
знания детей о
домашних и диких животных; учить ориентироваться в пространстве, познакомить со словами
«внутрь», «наружу»; ввести в активный словарь детей относительные прилагательные «соломенный»,
«деревянный», «веревочный
»,«смоляной».
Развивающие — развивать у детей зрительное внимание, способность осмыслять события сказки.
Оснащение:
фигурки персонажей сказки — дедушка, бабушка, Танюшка,
бычок, заяц, волк, медведь;
декорации: дом, стадо коров, лесная поляна;
предметные картинки — ведро со смолой, кочан капусты, обвязанный красной ленточкой, мешок с орехами, улей с медом;
демонстрационные рисунки «Коровы и волк» и «Бычок и тень»;
игрушка теленок.
Ход занятия
1.Организационный момент. Скажите
детям: «Встали рядышком друг с другом, словно
месяц,—полукругом». (Дети встают полукругом перед педагогом.) Пройдите вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и
пословно проговаривая фразу: «Мы
знаем много (много) названий домашних животных» (смотрите подробное описание аналогичной игры на с. 59). Вернитесь
к ребенку, стоящему первым слева,
подставьте ему свои ладони. Малыш называет домашнее животное и одновременно хлопает по вашим ладоням.
Пройдите вдоль стоящих полукругом
детей и выслушайте их ответы. Когда все дети назовут животных, они садятся на стульчики, расставленные полукругом
около стола.
2. Знакомство
со сказкой. Скажите детям, что про одно из домашних животных они сегодня будут слушать русскую народную
сказку. А называется эта сказка «Смоляной бычок». Прочитайте
или расскажите детям сказку «Смоляной
бычок», одновременно выставляя декорации и фигурки персонажей.
3. Подумай
и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
С кем жили дедушка и бабушка?
Кого увидела Танюшка в стаде коров?
Что сказала Танюшка, когда увидела бычка?
Кто сделал бычка для Танюшки?
Из чего дедушка сделал бычка?
Чем дедушка вымазал соломенного бычка?
Куда Танюшка повела пастись своего бычка?
Кто захотел съесть смоляного бычка?
Что случилось с медведем?
Куда отвел бычок медведя?
Что сказал дедушка, когда увидел медведя?
О
чем попросил медведь?
Кого на следующий день привел бычок домой?
Что сказал дедушка, когда увидел волка?
О чем попросил волк?
Кого еще приводил бычок ?
Что сказал дедушка, когда увидел зайца?
О чем попросил заяц?
Что принесли лесные звери в подарок дедушке, бабушке и
Танюшке?
4.Подвижная игра «Коровы и волк». Покажите детям
демонстрационный рисунок
«Коровы и волк». Расскажите, что, когда коровы видят приближающегося волка, они
готовятся к защите. Взрослые коровы встают в круг головой наружу, выставляя рога на своего врага
и не подпуская его к центру круга, где в это время прячутся маленькие телята.
Предложите детям провести подвижную игру. Скажите малышам,
что сейчас они будут
изображать стадо коров, на которых напал волк. Выберите «волка», а остальных детей попросите
«встать на лужок и сделать кружок». Положите в центр круга игрушечного теленка. Затем скажите
детям, чтобы они повернулись спиной к центру круга и взялись за руки,
изображая стадо коров, готовых к защите своего теленка. Ребенок-«волк» должен бегать вокруг стада,
пытаясь достать игрушку из центра. «Коровы» не должны подпускать «волка» к
теленку— они могут мычать, «бодаться», но не должны разъединять рук.
После окончания подвижной игры дети садятся на стульчики
около стола.
5. Из чего бычок? Поставьте на стол фигурку бычка из
сказки «Смоляной бычок».
Скажите детям, что сказочный бычок, смоляной бочок никого не боится — ему не страшны никакие
хищники, ведь он ненастоящий, его смастерил дедушка.
Напомните малышам, из чего дедушка сделал бычка, и
спросите, какой получился
бычок: «Взял дедушка солому, сделал бычку туловище. Получилось туловище
соломенное. И голову бычку дедушка сделал тоже из соломы. Какая получилась голова? (Соломенная.) Потом
взял дедушка четыре деревянные палки и сделал бычку ножки. Какие ноги получились? (Деревянные.)
После этого взял дедушка
веревку, сделал бычку хвостик. Какой получился хвостик? (Веревочный.) А под конец вымазал дедушка
бычка смолой. Стал бычок какой? (Смоляной)».
Найди ошибку. Покажите детям демонстрационный рисунок
«Бычок и тень» и предложите
малышам внимательно посмотреть на него и найти ошибку, которую допустил
художник (на тени не хватает рогов).
Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу
детей
|