Программное содержание: Обобщить знания детей о писателе, его произведениях. Продолжать учить
детей заучивать наизусть стихотворения, отгадывать загадки. Развивать
артистические способности детей. Воспитывать интерес к литературе,
желание знакомиться с творчеством Маршака. Оборудование:Книги С. Я. Маршака, иллюстрации к его произведениям, шапочки кота,
волка, лягушки, мышки, петуха и ежа. Портрет С. Я. Маршака. Подготовительная работа:Чтение детям произведений Маршака, разучивание наизусть отрывков из
стихотворений «Терем-теремок», «Усатый-полосатый» и инсценировка их. Ход занятия:- Сегодня мы с вами отправимся в гости к писателю и поэту С. Я.
Маршаку. Взгляните на его портрет. (Показ.) Он прожил долгую жизнь – 77
лет. Его книги знаете вы, знали ваши папы, мамы и даже бабушки и
дедушки. С детства всем известны его стихи про веселого пуделя, глупого
мышонка, рассерженную барыню, которая сдавала багаж, рассеянного
гражданина и многих других. Сейчас дети нашей группы выступят перед
нами. А мы посмотрим, послушаем и вспомним названия этих произведений. «Усатый-полосатый» Стала девочка учить котенка говорить:
- Котик, скажи: мя-чик. А он говорит: мяу!
- Скажи: ло-шадь. А он говорит: мяу!
- Скажи: э-лек-три-че-ство. А он говорит: мяу-мяу!
Все "мяу" да "мяу"! Вот какой глупый котенок!
«Терем-теремок» Это что за теремок? Из трубы идет дымок. Видно, варится обед. Есть тут звери или нет?.. Кто, кто В теремочке живет? Кто, кто В невысоком живет?
Я, лягушка-квакушка. (Лягушка)
Я, мышка-норушка. (Мышка)
Я, петушок - золотой гребешок. (Петушок)
Я, серый ежик - Ни головы, ни ножек. А ты кто? (Еж)
А я - волк, Зубами щелк! (Волк)
Уходи, зубастый зверь, Не ломись ты в нашу дверь! Крепко заперт теремок На засов и на замок. (Мышка)
- Из каких сказок эти герои? Правильно, «Усатый-полосатый» и
«Терем-теремок». - А теперь взгляните на эти иллюстрации. («Кошкин дом».) Узнаете, к
какой сказке или стихотворению они нарисованы? (Дети рассматривают
иллюстрации и отвечают.) - Отгадайте, кому из героев сказки «Кошкин дом» принадлежат эти слова: «Кошкин дом» Да ведь у нас убогий дом, Ни печки нет, ни крыши. Почти под небом мы живём, А пол прогрызли мыши. (Котенок)
А мы, ребята, вчетвером, Авось починим старый дом. Я и печник, и плотник, И на мышей охотник! (Кот Василий)
Я буду вам вторая мать. Умею сливки я снимать. Мышей ловить я буду, Мыть языком посуду... Впустите бедную родню! (Кошка)
Да я вас, тётя, не гоню! Хоть у нас и тесно, Хоть у нас и скудно, Но найти нам место Для гостей нетрудно. (Котенок)
Физминутка "Старушка и пудель" Однажды старушка (Ходьба на месте) Отправилась в лес.
Приходит обратно, (Повороты влево-вправо А пудель исчез. с подниманием плеч)
Искала старушка (Повороты головы влево-вправо Четырнадцать дней, покачивание головой, обхватив ее руками) А пудель по комнате (Прыжки на месте, с руками согнутыми Бегал за ней. перед грудью)
А знаете ли вы, что Самуил Яковлевич Маршак перевел для детей много
песенок разных народов. Оказывается, Маршак учился в Англии, в
Лондонском университете и много ездил по стране. Во время этих поездок
он и узнавал разные английские потешки, прибаутки. Мы с вами не смогли
бы их прочитать, потому что еще не знаем английского языка. Но Маршак
перевел их для нас на русский язык. Сегодня мы познакомимся с некоторыми
из них.
«Робин – Боббин» Робин-Боббин Кое-как Подкрепился Натощак: Съел теленка утром рано, Двух овечек и барана, Съел корову целиком. И прилавок с мясником, Сотню жаворонков в тесте, И коня с телегой вместе, Пять церквей и колоколен - Да еще и недоволен!
«Разговор» Тётя Трот и кошка Сели у окошка, Сели рядом вечерком. Поболтать немножко.
Трот спросила: - Кис-кис-кис, Ты ловить умеешь крыс? - Мурр,- сказала кошка, Помолчав немножко.
Вот эту потешку («Разговор») мы с вами выучим наизусть.
(Разучивание.) А еще С. Я. Маршак сочинял для детей загадки. Попробуйте их отгадать. Загадки С. Я. Маршака Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И седелка на носу? (Очки)
Бьют его рукой и палкой. Никому его не жалко. А за что беднягу бьют? А за то, что он надут! (Мяч)
Принялась она за дело, Завизжала и запела. Ела, ела Дуб, дуб, Поломала Зуб, зуб. (Пила)
Держусь я только на ходу, А если стану, упаду. (Велосипед)
Еще Маршак писал для детей книги-подписи к картинкам. (Показ таких
книг.) По этим книгам дети могут учиться. Подумайте, чему можно
научиться по книге «Детки в клетке», «Круглый год», «Разноцветная
книга», «Лесная книга»? Самуил Яковлевич писал стихи не только для детей, но и о самих детях.
«Попрошайка» Ходит, ходит Попрошайка. Просит, просит: Дай-ка, Дай-ка, Дай кусочек пирожка, Дай глоточек молока, Полкотлетки, Полсосиски, Полконфетки, Полредиски, Полрезинки, Пол-линейки, Полкартинки, Полкопейки.
«Жадина» - Гриша, Гриша, дай мне нож. - Ты обратно не вернешь. - Дай-ка, Гриша, карандаш. - Ты обратно не отдашь. - Гриша, Гриша, дай резинку. - Ты откусишь половинку. - Гриша, Гриша, дай чернил. - Ты бы сбегал и купил.
Заканчивается занятие экскурсией по выставке книг С. Я. Маршака.
|