Эскимосская сказка
В уютном гнездышке жили три маленькие птички —
три
пуночки. Пуночка-мать каждый день летала за добычей, а птенчики сидели в
гнездышке и пели свою песенку.
Только появится солнышко, пуночки начинали
петь:
— Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птенчикам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А-я-гу-на-ля-ля!
А-я-гу-на-ля-ля!
Далеко слышна песенка пуночек.
Услыхал ее ворон.
Подлетел к птенчикам и говорит:
— Хорошо вы поете! Спойте-ка еще разок да
погромче!
Закрыли птенчики глазки и запели что есть силы.
Схватил
тут ворон песенку клювом, вырвал ее у пуночек и полетел в свое гнездо на
скалах. Прилетел к себе и запел:
— Солнце, землю лучами согрей, Чтобы мыши из
нор
выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей Поскорее
добычу
таскали. А-я-гу-на-кар-кар! А-я-гу-на-кар-кар! Прилетела пуночка-мать к
гнездышку. Видит — малыши-птенчики горько плачут.
— О чем вы плачете, дети? Кто вас обидел? —
спрашивает
она.
Отвечают ей птенчики сквозь слезы:
— Хитрый ворон отнял у нас песенку!
— Ай-яй-яй, — огорчилась пуночка-мать, — а куда
же
улетел ворон?
— Вон в ту сторону, где скалы над морем.
— Не плачьте, я позову на помощь человека с
луком. Он
нам поможет.
Полетела пуночка к охотнику. Прилетела, села
около землянки
и смотрит на дверь.
Увидел ее охотник и спрашивает:
— Зачем ты прилетела ко мне, маленькая пуночка?
— Добрый человек, ты все можешь сделать. Помоги
нам.
Ворон отнял у нас песенку!
Охотник подумал и сказал:
— Хороша ваша песенка. Я так любил слушать ее
по
утрам! Укажи мне, куда улетел ворон.
— Вон на тех скалах над морем гнездо ворона, —
ответила
пуночка.
Взял охотник лук со стрелами и отправился к
скалам.
Следом за охотником полетела пуночка. Подошел охотник к скале, а ворон
сидит,
зажмурившись, и поет:
— Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы мыши из нор выбегали,
Чтобы вороны в гнезда для черных детей
Поскорее добычу таскали.
А-я-гу-на-кар-кар! А-я-гу-на-кар-кар!
«Вот я тебя проучу, старый крикун!» — подумал
охотник
и стал прицеливаться в ворона.
А ворон ничего не видит и не слышит. Открыл
клюв, высунул
язык и поет. Песенка так и вертится на кончике вороньего языка. Натянул
охотник лук и пустил стрелу. Полетела стрела и вырвала песенку из
вороньего
клюва вместе с кончиком языка.
Начала падать песенка со скалы в море, а
пуночка подхватила
ее на лету и полетела в гнездышко к своим птенчикам. Потерял ворон
песню
вместе с кончиком языка. С тех пор и стал совсем безголосым: петь не
умеет,
только каркает.
А пуночки, чуть покажется утреннее солнышко,
опять
распевают:
— Солнце, землю лучами согрей,
Чтобы птенчикам весело было,
Чтобы пуночка в гнездышко деткам скорей
И личинок, и мошек носила.
А-я-гу-на-ля-ля! А-я-гу-на-ля-ля!
Так поют они и вспоминают доброго охотника,
вернувшего
им песню.
Вопросы и задания
• Как вы думаете, кто подарил пуночкам песенку?
• Чем песенка пуночек отличается от песенки
ворона?
• Почему охотник согласился помочь пуночке?
• Как вы думаете, какие песни поют птицы, когда
они
возвращаются домой в родные места или, наоборот, улетают в теплые края?
• Предложите детям послушать птичье пение или
музыку с
голосами птиц. Дети должны рассказать, о чем поют птицы.
• Нарисуйте птичью песенку в образе сказочной
птицы.
Как совы учились петь
Эстонская сказка
Было время, когда птицы все пели одинаково. От
этого
получалась большая путаница. Бывало, услышит голубь красивую песенку,
подумает,
что голубка его поет-разливается. Полетит на голос да пря мо в когти
коршуну
попадается.
Станет красногрудый снегирь сзывать своих
птенцов, а
на зов его слетаются серые воробьишки.
Наконец надоела такая жизнь птицам, и решили
они так:
сложим все песни в большой сундук и будем тянуть по очереди; кто какую
песню
вытащит, ту и станет петь весь его род. Назначили птицы день, час и
место и
слетелись со всех концов леса делить песни.
Одни совы опоздали. Были они большими
лентяйками и
очень любили поспать.
Птицы, пролетая к назначенному месту, позвали
двух
сов, дремавших на ветке, но те только приоткрыли свои круглые глаза и
сказали
друг другу:
— К чему спешить? Самые хорошие песни подлиннее
да
потяжелее, они, верно, завалились на дно сундука. Вот и достанутся нам.
Только к вечеру собрались совы получить свою
долю.
Заглянули в сундук, а там пусто. Все песни разобрали другие птицы. Так
совам
ничего и не досталось.
А разве можно прожить без песен? Друг другу и
то не
знаешь, как голос подать.
Горевали, горевали совы и наконец сказали:
— Давайте сами придумаем для себя какую-нибудь
песенку. А это было не так-то легко.
То затянут такое, что у самих уши заболят, то
зальются
трелью и уже обрадуются — вот-то хорошо! — да вдруг услышат: то же
коленце, но
гораздо складнее выводит какой-нибудь жалкий зяблик. Совсем приуныли
совы.
А птицы кругом так и щебечут с утра до вечера
им на зависть.
Однажды вечерком встретились две подруги-совы в
рощице
за деревней. Поболтали о том о сем и вспомнили о своей печаль ной
судьбе.
И тут одна из них сказала:
— Не поучиться ли нам у людей?
— Вот это дело, — ответила вторая. — Я как раз
слышала,
что сегодня они справляют свадьбу. А на свадьбах поют самые лучшие
песни.
Сказано — сделано.
Полетели совы в деревню, прямо на тот двор, где
играли
свадьбу. Пристроились на яблоне, что росла поближе к избе, и навострили
уши.
Да на их беду никто из гостей не затягивал
песню.
Надоело совам сидеть на ветке.
— Видно, и от людей не дождаться нам помощи! —
сказали
они друг другу и уже собрались улетать восвояси.
Но тут скрипнула дверь, распахнулась с шумом,
выбежал
какой-то весельчак на улицу и крикнул во весь голос:
— Уу-ух-уу!
— Чур, моя песня, чур, моя! — воскликнула
первая сова.
— Ладно, — ответила ее подруга. — Ну и повезло ж
тебе!
В это время в конюшне проснулась лошадь. Прос нулась и громко зафыркала:
—
Фррр...
— А вот это моя, моя песня! — тотчас закричала
вторая
сова.
И обе улетели веселые, чтобы поскорее добраться
до леса
и похвастаться своими чудесными песнями перед другими птицами.
Кому случалось в ночную пору забрести в сосняк,
или
березняк, или ельник, тот, верно, слыхал перекличку двух птиц.
Одна кричит:
— Уу-ух-уу! Другая отвечает:
— Фррр... фррр... фрр-рр-рр!
Это и есть те самые совы, которые в старину
летали на
свадьбу учиться песням.
Вопросы и задания
• Почему совам не досталась песня?
• Почему на свадьбах поют самые лучшие песни?
• Если бы совы попросили вас найти для них
песню, что
бы вы сделали?
• Один человек изображает, как поет та или иная
птица,
остальные угадывают, что это за птица.
• Придумайте сказку о птичьей певческой школе и
запишите ее.
• Нарисуйте большой сундук, в который птицы
сложили
все свои песни.
|