Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас Гость | RSS Вторник, 06.12.2016, 10:10

ДЕТСАД    С   МИККИ    МАУСОМ
                    О Б У Ч А Е М - И Г Р А Ю Ч И
                                      Главная | Мой профиль | Выход | Вход
ЭТИКА ДЛЯ МАЛЫШЕЙ  КОМПЛЕКСНЫЕ ЗАНЯТИЯ  В МИРЕ КНИГ  ОКРУЖАЮЩИЙ МИР  ВАЛЕОЛОГИЯ ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ
  ОБЖ  ПРЕЗЕНТАЦИИ МАЛЫШАМ  ИЗО  РУЧНОЙ ТРУД  ПРАЗДНИКИ  МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
МЕНЮ САЙТА
ОТКРЫВАЕМ МИР ВМЕСТЕ С МИККИ МАУСОМ
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ЛОГОПЕД
ПОДГОТОВКА К ШКОЛЕ
НАШИ РУКИ НЕ ДЛЯ СКУКИ
ДОСУГ ДОШКОЛЬНИКА
Форма входа

Категории раздела
РАССКАЗЫ [9]
СКАЗКИ [140]
СТИХОТВОРЕНИЯ [21]
ФОЛЬКЛОР [22]
Главная » 2011 » Январь » 8 » Хакасская сказка "Поющий чатхан"
13:54
Хакасская сказка "Поющий чатхан"
Поющий чатхан
Хакасская сказка

Давным-давно жил старик пастух. Звали его Чатхан. Мно­го скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни заботы и никаких радостей.

Долго думал Чатхан, как бы облегчить жизнь пастухов, и придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натя­нул на нем струны и начал играть. Пастухи приходили по­слушать музыку. Когда играл Чатхан, замолкали птицы, звери останавливали свой бег, рыбы замирали в реках и озерах, в сте­пи поднимали голову и слушали музыку овцы, коровы и кони, а люди забывали усталость. Легкой стала работа пастухов.

Разбредутся стада по степи. Чатхан возьмет свой музы­кальный ящик, тронет струны — и стада послушно воз­вращаются к нему. Один управлялся он с бесчисленными стадами хана.

Однажды случилась беда. О волшебном ящике узнали одноглазые чудовища айна. Они пришли из-за высокой горы, убили старика, унесли музыкальный ящик, угнали весь скот.

Был у старика внук. Рос он не по дням, а по часам. А ког­да подрос, сказал матери:

— Сделай мне лук и стрелы.

Мать сделала ему гибкий лук и твердые стрелы. Хорошим стрелком стал внук Чатхана! Направо пустит стрелу — трид­цать птиц падает, налево пустит — двадцать птиц убивает.

Мать строго-настрого запретила сыну ходить за большую го­ру. А мальчику любопытно: что же там, за той высокой горой?

Однажды поднялся он на вершину и увидел возле пещеры большой дом без окон. Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной людские голоса, как пчелы, жужжат. Один говорит:

— Еда кончилась... — Другой сказал:

— Нужно кобылицу заколоть.

— Нет, — сказал третий, — лучше корову и овцу зарезать.

Вдруг в доме все притихло, и послышалась музыка. За­качались леса, затрепетали на деревьях листья. Легко и ве­село стало кругом. Заржала кобылица, замычала корова, за­блеяла овца, вышли они из пещеры, подбежали прямо к дому и остановились.

Мальчик спрятался за большой камень и стал смотреть, что будет дальше.

Из дома вышли семь черных одноглазых айна. Они заре­зали животных и стали носить в дом мясо.

Давно не ел мальчик мяса! Он протянул из-за камня стрелу и наколол наконечником коровью грудинку. Одноглазые айна ничего не заметили.

Мальчик притащил свою добычу матери. Она обрадова­лась, но когда узнала, куда ходил сын и как достал грудинку, опечалилась.

— Эти айна убили твоего деда. Я боюсь, не было бы новой беды... Зачем ты туда ходил? — сказала мать.

— Ничего не бойся, — ответил мальчик.

На другой день он взял лук и стрелы и снова отправился за гору. Он подкрался к дому и стал слушать. В доме спо­рили.

— Кто съел грудинку? — спрашивал один.

— Сам, наверно, и съел, — отвечал другой.

— Не было грудинки. Вы ее, наверно, оба потихоньку съе­ли, — говорил третий.

Спорили они, спорили и решили пересчитать кости. По­считали: нет костей от коровьей грудинки. Тогда один сказал:

— Вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо убить его! Выбежали одноглазые из дома, толкаются, как слепые.

Взялись они за руки и пошли с горы. Мальчик переждал не­много и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл ее ветками, присыпал ветки землей. Потом взял ящик деда и заиграл. Одноглазые уже спускались с горы, но услышали музыку и побежали обратно.

Кинулись они к двери и провалились в яму. Мальчик яму засыпал землей, и все айна погибли.

Потом он взял чудесный ящик и заиграл на нем. Откры­лась пещера, заржали кони, замычали коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с горы, а за ним шли стада.

Снова стали жить пастухи счастливо. Мальчик играл и пел им о коварных айна, о злых ханах, о добрых и могучих бога­тырях.

С тех пор поющий ящик стали называть в народе чат-хан — в честь старика, а мальчика прозвали хайджи — певец.

Вопросы и задания

• Как вы думаете, почему люди стали придумывать разные му­зыкальные инструменты?

• Почему музыка из поющего ящика, сделанного стариком, об­ладала такой силой?

• Почему в сказках музыка часто помогает бедным людям?

• Нарисуйте поющий ящик, сделанный стариком, и украсьте его красивыми узорами.

• Напишите сочинение на тему: «Как музыка помогает мне жить».

• Дети делятся на пары. Один человек из пары — современный музыкант, другой — прошлого или позапрошлого столетия. Один убеждает другого в том, что в его время быть музыкан­том почетнее и важнее.

• Дети встают в круг. Один человек — музыкант. Он получает дудочку или любой другой простой музыкальный инструмент. Когда музыкант играет веселую мелодию, дети танцуют, когда грустную — дети жестами изображают грусть
Категория: СКАЗКИ | Просмотров: 1329 | Добавил: admin | Теги: конспект занятия в ДОУ, чтение, занятие в детском саду, пересказ, детская книга, сказка, развитие речи дошкольников, игра | Рейтинг: 5.0/1
РОДИТЕЛЯМ ДОШКОЛЯТ
ПЕДАГОГАМ НА ЗАМЕТКУ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕТСКИЕ САДЫ
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Статистика

    Онлайн всего: 6
    Гостей: 6
    Пользователей: 0



    Copyright MyCorp 2016    Яндекс.Метрика Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Рейтинг@Mail.ru