Хакасская сказка Давным-давно жил старик пастух. Звали его
Чатхан. Много
скота было у хана. Много было и пастухов. Трудная служба у пастуха: одни
заботы
и никаких радостей. Долго думал Чатхан, как бы облегчить жизнь
пастухов, и
придумал: сбил из дощечек длинный и узкий ящик, натянул на нем струны и
начал
играть. Пастухи приходили послушать музыку. Когда играл Чатхан,
замолкали
птицы, звери останавливали свой бег, рыбы замирали в реках и озерах, в
степи
поднимали голову и слушали музыку овцы, коровы и кони, а люди забывали
усталость. Легкой стала работа пастухов. Разбредутся стада по степи. Чатхан возьмет свой
музыкальный
ящик, тронет струны — и стада послушно возвращаются к нему. Один
управлялся он
с бесчисленными стадами хана. Однажды случилась беда. О волшебном ящике
узнали
одноглазые чудовища айна. Они пришли из-за высокой горы, убили старика,
унесли
музыкальный ящик, угнали весь скот. Был у старика внук. Рос он не по дням, а по
часам. А
когда подрос, сказал матери: — Сделай мне лук и стрелы. Мать сделала ему гибкий лук и твердые стрелы.
Хорошим
стрелком стал внук Чатхана! Направо пустит стрелу — тридцать птиц
падает,
налево пустит — двадцать птиц убивает. Мать строго-настрого запретила сыну ходить за
большую
гору. А мальчику любопытно: что же там, за той высокой горой? Однажды поднялся он на вершину и увидел возле
пещеры
большой дом без окон. Мальчик подкрался к дому и прислушался. За стеной
людские
голоса, как пчелы, жужжат. Один говорит: — Еда кончилась... — Другой сказал: — Нужно кобылицу заколоть. — Нет, — сказал третий, — лучше корову и овцу
зарезать. Вдруг в доме все притихло, и послышалась
музыка. Закачались
леса, затрепетали на деревьях листья. Легко и весело стало кругом.
Заржала
кобылица, замычала корова, заблеяла овца, вышли они из пещеры,
подбежали прямо
к дому и остановились. Мальчик спрятался за большой камень и стал
смотреть,
что будет дальше. Из дома вышли семь черных одноглазых айна. Они
зарезали
животных и стали носить в дом мясо. Давно не ел мальчик мяса! Он протянул из-за
камня
стрелу и наколол наконечником коровью грудинку. Одноглазые айна ничего
не
заметили. Мальчик притащил свою добычу матери. Она
обрадовалась,
но когда узнала, куда ходил сын и как достал грудинку, опечалилась. — Эти айна убили твоего деда. Я боюсь, не было
бы
новой беды... Зачем ты туда ходил? — сказала мать. — Ничего не бойся, — ответил мальчик. На другой день он взял лук и стрелы и снова
отправился
за гору. Он подкрался к дому и стал слушать. В доме спорили. — Кто съел грудинку? — спрашивал один. — Сам, наверно, и съел, — отвечал другой. — Не было грудинки. Вы ее, наверно, оба
потихоньку съели,
— говорил третий. Спорили они, спорили и решили пересчитать
кости. Посчитали:
нет костей от коровьей грудинки. Тогда один сказал: — Вырос внук Чатхана. Это его рук дело. Надо
убить
его! Выбежали одноглазые из дома, толкаются, как слепые. Взялись они за руки и пошли с горы. Мальчик
переждал
немного и пробрался в дом. Перед дверью он вырыл глубокую яму, прикрыл
ее
ветками, присыпал ветки землей. Потом взял ящик деда и заиграл.
Одноглазые уже
спускались с горы, но услышали музыку и побежали обратно. Кинулись они к двери и провалились в яму.
Мальчик яму
засыпал землей, и все айна погибли. Потом он взял чудесный ящик и заиграл на нем.
Открылась
пещера, заржали кони, замычали коровы, заблеяли овцы. Пошел мальчик с
горы, а
за ним шли стада. Снова стали жить пастухи счастливо. Мальчик
играл и
пел им о коварных айна, о злых ханах, о добрых и могучих богатырях. С тех пор поющий ящик стали называть в народе
чат-хан
— в честь старика, а мальчика прозвали хайджи — певец. Вопросы и задания • Как вы думаете, почему люди стали придумывать
разные
музыкальные инструменты? • Почему музыка из поющего ящика, сделанного
стариком,
обладала такой силой? • Почему в сказках музыка часто помогает бедным
людям? • Нарисуйте поющий ящик, сделанный стариком, и
украсьте его красивыми узорами. • Напишите сочинение на тему: «Как музыка
помогает мне
жить». • Дети делятся на пары. Один человек из пары —
современный музыкант, другой — прошлого или позапрошлого столетия. Один
убеждает другого в том, что в его время быть музыкантом почетнее и
важнее. • Дети
встают в круг. Один человек — музыкант. Он получает дудочку или любой
другой
простой музыкальный инструмент. Когда музыкант играет веселую мелодию,
дети
танцуют, когда грустную — дети жестами изображают грусть
|