Цель: Закрепить знания о содержании трёх
былин, основных героях и событиях".
Материал: флажки трёх цветов: красный,
жёлтый, зелёный, песочные часы, карточки для мини-кроссворда.
Ход:
Воспитатель сообщает детям, что сегодня состоится конкурс "Знатоки
былин". Предлагает детям разделиться на три команды. Каждая команда
занимает место за столом. На столах стоят флажки трёх цветов: красный,
жёлтый, зелёный и песочные часы.
Правила конкурса: На обсуждение ответов даётся одна минута. За каждый
правильный ответ команда получает очко. За каждый дополнительный ответ
команде присуждается очко. Право ответа получает та команда, игроки
которой первыми подняли руку. За выкрики и подсказки команда лишается
очка.
Звучит гонг. Игра началась.
Вопросы первого конкурса: Былина "Вавила и скоморохи".
• Вспомните любую небывальщину из былины "Вавила и скоморохи".
• Вспомните название царства, куда шли скоморохи (Инищее).
• Вспомните имя царя Инищего царства (Собака).
• Вспомните имя дочери царя (Прекраса).
• Какой хлеб поднесла Матушка скоморохам? (Ржаной).
• Вспомните, что ела лошадь и что ел мужик в одной из небывальщин
скоморохов (Мужик - овёс; лошадь - сало).
• Внимательно послушайте отрывки из былины и скажите, какие ошибки я
допустила:
o "Поднесла Матушка гуся жаренного, тот взмахнул крыльями да полетел" (Курицу варёную).
o "Идут скоморохи по дороге, видят мужиков, что строят баню"(Терем).
o "У Вавилы в руках были вожжи - превратились они в золотые нити"(Шёлковые струны).
Подводятся итоги первого конкурса.
Проводится хоровод "На дворе-то калина".
Вопросы второго конкурса: Былина "Добрыня и Змей".
• Вспомните пословицы и поговорки о храбрости и силе.
Ответы детей.
o Храбрый побеждает - трус погибает.
o Смелость города берёт.
o Кто храбр - тот и жив.
o Кто смел, тот и цел.
o Хотя не ел да будь смел.
o Бой отвагу любит.
o Глаза страшат, а руки делают.
o Хоть надвое разорваться, да волку не достаться.
o Ведущая предлагает детям ответить на вопросы по былине:
o С кем сражался Добрыня? (Со Змеем, с крокодилом, с
Чёрным рыцарем).
o Кого похитил змей? (Василису, Забаву
Путятичну, медузу Горгону).
o Какое оружие взял с собой Добрыня? (Лук со
стрелами, меч кладенец, палицу с булавой).
o Где обитал Змей Горыныч? (В норах, в морском царстве,
на болоте).
Подводится итог второго конкурса.
Двигательная пауза.
Подвижная игра "Дятел".
Вопросы третьего конкурса: Былина "Вольга и Микула".
• Назовите былинных героев, которые тоже, как и Вавила, занимались
землепашеством? (Микула Селянинович).
• Из предложенных картинок выберете те из них, которые относятся к теме
"Землепашество" и назовите изображённые на них предметы. (Соха, борона,
плуг и др.)
Каждому столу предлагается ответить на вопрос
мини-кроссворда.
Красный стол:
Как назывался землепашец в Древней
Руси? (Оратай).
О _ _ Т А _
Жёлтый стол:
Как называлось войско в Древней Руси,
которое находилось на службе у князя? (Дружина).
Д _ У _ _ Н _
Зелёный стол:
Как называлась река, о которой
упоминал Микула в разговоре с Вольгой Святославовичем? (Смородина).
С _ _ Р _ Д _ _ _
Результаты ответов детей воспитатель заносит в кроссворд, помещённый
на мольберте.
Подводится итог всего конкурса.