Цель: Совершенствовать умения пересказывать
произведение с использованием пространственно- временной модели;
закреплять умения ориентироваться в звуковой системе языка.
Задачи:
1. закреплять умение пересказывать художественное произведение,
пополнять словарный запас;
2. развивать способность к наглядному моделированию;
3. воспитывать в детях умение прийти на помощь в трудной
ситуации, взаимопомощь, взаимовыручку.
Оборудование: модели к произведению.
Ход занятия
1. Организационный момент
«Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись,
Влево – вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись».
2. Игра «Четвертый лишний»
- ласточка, голубь, бабочка, ворона бабочка (модель)
- уж, гусеница, черепаха, еж гусеница (модель)
- муравей, снегирь, соловей, воробей муравей (модель)
Назовите одним словом (насекомые)
3. Загадка
Чей домишко из иголок
На земле у самых елок
Как вы догадались, что это муравей?
Какие слова вам в этом помогли?
Подберите родственные слова к слову «муравей» - муравейник, муравьишка, муравьиные, муравьед.
Вот сколько новых слов получилось от слова «муравей».
4. Вспомните, какое произведение читали про муравья, как оно называется? Кто его написал? (В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»).
5. Вопросы по содержанию: (выставляются модели)
- Где жил Муравьишка?
- Для чего он залез на вершину березы?
- Почему муравей оказался далеко от своего дома? - Кого увидел Муравьишка около камня? О чем попросил землемера? Как передвигалась гусеница?
- Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Землемером? Кого он попросил о помощи?
- С кем встретился Муравьишка, поблагодарив за помощь Паука – Сенокосца? Почему Жужелица посоветовала ему сменить помощника?
- Кто и как помог Муравьишке перебраться через картофельное поле? Что посоветовал Жучок - Блошачок, добравшись до забора?
- Кого попросил Муравьишка перебраться через забор? Что помогает Кузнечику так высоко прыгать?
- Кого и почему позвал Кузнечик на помощь Муравьишке? Что не забыл сказать Муравьишка Кузнечику?
- Кто переправил Муравьишку через реку? Как двигался Водомер по воде? - Кого увидел Муравьишка, попрощавшись с Водомером? Как готовится к полету майский жук.
- куда доставил Муравьишку Жук – Хрущ? Почему он не опустил его на муравейник? - Что увидел Муравьишка с ветки березы? К кому он обратился за помощью?
- Что помогло Муравьишке «уговорить» гусеницу? Почему листовертка не упала с Муравьишкой на землю?
- Почему Муравьишка так торопился домой?
Посмотрите, сколько насекомых помогли муравью, не оставили его в беде.
5. Подумайте, о встрече с каким насекомым вы бы хотели рассказать?
(дети выбирают модель насекомого и пересказывают отдельные эпизоды).
3-4 пересказа.
6. Легко ли было пересказывать по модели? В чем она вам помогла?
Посмотрите, сколько насекомых помогли муравью, не оставили его в беде.
Оказывается взаимопомощь, дружеские взаимоотношения, помощь в трудной ситуации существует и у маленьких насекомых.
Что могло случиться с Муравьишкой, если бы ему никто не помог?
Каждое насекомое помогало как могло, и в беде муравья не оставили.
А как бы вы поступили, оказавшись в такой ситуации?
7. Итог.
Кому было легко на занятии? Кто испытывал затруднения? В чем были
затруднения? Что бы вы могли рассказать о сегодняшнем занятии
родителям?
|