Цель: Упражнять детей в пересказе былины с помощью опорных картинок.
Закрепить в речи детей слова: опала, острог, догадка, пир, бояре,
князья, Киев-град. Упражнять детей в подборе слов, используемых в
русском фольклоре для оценки внешности и положительных качеств человека.
Упражнять в создании выразительных образов героев былины. Воспитывать
интерес и уважение к истории и культуре русского народа. Материал: опорные картинки, яблоко, блюдце, краски, листы бумаги
разного формата, кисти. Ход: Воспитатель: Ребята! Сегодня мы продолжаем путешествие по былинам
Древней Руси. А поможет нам попасть туда волшебное яблочко: Ты катись, катись, яблочко, По золотому блюдечку. Укажи нам дорогу Во славный Киев-град! Вот мы и пришли в стольный Киев-град. И встречает нас правитель Киева
— Великий князь, Владимир Красное Солнышко со своими князьями да
боярами. И сидят они на пиру честном друг перед другом, похваляются.
Вспомните, ребята, в какую былину мы попали? (Детям предлагается начать пересказ былины по первой опорной
картинке). "Сидят гости на пировании, сидят похваляются. Только Ставр Годинович
не хвастает. Спрашивает его князь: "Что молчишь, Ставр Годинович?"
Отвечает Ставр: "Есть у меня и золото , и серебро, но свою жену я ценю
дороже злата-серебра". В: На пиру у князя все гости похвалялись! Давайте и мы сыграем в игру
"Похвали соседа". (Правила игры: детям предлагается вспомнить хвалебные
потешки (см. Предварительную работу, п. 3) и выбрать из них слова,
выражения, характеризующие внешность и положительные качества человека.
Например, хороший-пригожий, храбрец-молодец, красна девица и др.) В: Молодцы! Все справились с заданием. Посмотрите на следующую
опорную картинку. (Дети по второй опорной картинке продолжают пересказ былины). "Не понравились князю слова гостя. И велел он схватить Ставра
Годиновича и посадить в погреба глубокие. "Если жена твоя такая умная —
пусть сумеет тебя оттуда высвободить". В: Да, нелегко пришлось Ставру Годиновичу. Предлагаю поупражняться в
изображении различных эмоциональных состояний. Сначала у князя появилось
недовольство. Подумайте, как можно с помощью жестов и мимики изобразить
это состояние. (Дети изображают). В: Ребята, а как вы думаете, кто из героев былины испытал яростный
гнев? (Василиса Микулична). Изобразите её гнев. Какие чувства она ещё
испытала? (Страх за мужа, обиду). (Детям предлагается третья опорная картинка, с помощью которой они
продолжают пересказ) "Дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Решила она спасти
мужа хитростью. Отрезала волосы, назвалась добрым молодцем. Приезжает к
князю Владимиру, просит в жёны княжескую дочь. Но молодая княжна
догадалась, что это женщина. И просит князя: "Испытай его, батюшка!" В: Молодцы! А какие же испытания пришлось преодолеть Василию
Микуловичу? (Детям предлагается следующая опорная картинка). " Сходить в баньку попариться; на широком дворе пострелять в
золочёное колечко; с боярами силами помериться". В: Правильно, ребята! Князь Владимир трудные испытания придумал
Василисе Мекуличне, но она их с честью выдержала. Испытаю и я вас. (
Воспитатель загадывает детям загадки). Что мы можем видеть с вами лишь с закрытыми глазами? (Сон). Стоит себе качается на вид трава травой, а тронешь чуть — кусается и
жалит: " Ой-ой-ой!" (Крапива). Что общего между деревьями и книгой? (Листья). Петух снёс яйцо. Кому достанется оно? ( Петух яйца не несёт). На каком дереве не растут ветки? (На сухом). Где сухого камня не найдёшь? (В воде). По чему утка плавает? (По воде). В: Просто молодцы! Проявили находчивость и смекалку. Вот мы и подошли
к финалу былины. Расскажите, чем закончилась она. (Детям предлагается последняя опорная картинка). "Испугался князь и отдал свою дочь за него замуж. Настал день
свадьбы. Сидит жених грустный, просит князя позвать Ставра Годиновича
развеселить гостей. Как пришёл Ставр Годинович, так и разоблачилась
Василиса Микулична. Удивился Ставр: "Где же твои косы?!" Василиса
ответила: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Стыдно стало князю.
Отпустил он их с миром". В: Как хорошо, что восторжествовала справедливость и победило добро! Я
предлагаю сыграть в игру "Был у князя пир большой". Был у князя пир большой (дети показывают, поднимая вверх руки), Ставр заносчив был с душой (стоят, подбоченясь, задрав голову
кверху). Князь свой голос надсадил (поглаживают горло), Ставра в погреб посадил (садятся на корточки и обхватывают голову
руками). Василиса услыхала, на коне вмиг прискакала (приставляют руку к уху,
имитируют верховую езду). Стала князя укорять, стала топать и ругать (хмурят брови и грозят
указательным пальцем, топают). Испугался знатный князь (втягивают голову в плечи, отворачиваются), Отпустил всех восвоясь (машут рукой на прощание). В конце совместной деятельности воспитатель предлагает детям
зарисовать понравившийся эпизод былины.
|