Предварительная работа: изготовьте карточки с образцом
выкладывания перышка из счетных палочек или спичек для каждого ребенка; наклейте
их на картон или плотную бумагу; приготовьте для каждого ребенка картинку
«Лабиринт».
Цели занятия
Воспитательные — продолжать вырабатывать у детей учебные навыки —
внимательно слушать говорящего, не перебивать, дослушивать сказку до конца.
Обучающие — расширять пассивный и активный словарь ребенка за
счет глаголов и имен прилагательных; учить употреблять в речи имена
существительные в родительном и творительном падежах; согласовывать глаголы с
существительными в роде (бил, била) употреблять в речи числительное «один»,
наречие «много»; развивать физиологическое дыхание, формировать продолжительный
и целенаправленный выдох.
Развивающие — развивать зрительную память, зрительное
сосредоточение, умение рассматривать.
Оснащение:
— цветные изображения героев сказки;
— фланелеграф;
— корзинка;
— натуральные перья;
— образец выкладывания перышка для каждого ребенка;
— счетные палочки (или спички) для выкладывания
перышка;
— карточки для глобального чтения (см. Приложение);
— сюжетная картинка «Две бабы»;
— картинка «Лабиринт»;
— желтый фломастер.
Ход занятия
1. Организационный момент. Перед началом занятия
поставьте на стол всех героев сказки — фигурки настольного кукольного театра.
Закройте их красивым платком.
Спойте песенку курочки: «Ко-ко-ко!» Спросите у детей,
кто их зовет. (Курочка.) Попросите детей спеть вместе с вами песенку курочки.
Предложите им подойти к столу, имитируя ходьбу курочки — помахивая крыльями.
Поднимите платок. Попросите детей рассмотреть
спрятавшихся под платком гостей, назвать их и сказать, из какой сказки они
пришли. Спросите детей, нравится ли им сказка про курочку Рябу.
Предложите детям послушать сказку. Попросите их взять
в руки по одному герою сказки, сесть на ковер и поставить выбранную фигурку
перед собой. Предложите им посмотреть инсценировку сказки. Поставьте перед
детьми флане-леграф.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на
предметные картинки). Предложите послушать сказку «Курочка Ряба». Положите
перед детьми картинки с изображением героев сказки. По ходу рассказывания
(чтения) сказки, предлагайте детям находить, называть и выставлять изображение
героев сказки на фланелеграф.
Если у ребенка достаточно хорошо развита речь,
предложите ему повторить небольшой отрывок из сказки. Например: «Жили-были дед
да баба». Если же речь у ребенка развита еще недостаточно, то предложите ему
только закончить начатую вами фразу (договаривать выделенные в тексте слова).
Предложите детям сопровождать «договаривание»
действиями — имитировать движения: «бил-бил» —постукивать кулачком одной руки
по пальчикам, сжатым в кулачок на второй руке, «не разбил» —развести руки в
стороны.
Жил себе дед да ... баба,
И была у них курочка ... Ряба.
Снесла курочка яичко:
Яичко не простое,
Золотое.
Дед бил, бил (бил) — Не разбил;
Баба била,била(била) — Не разбила.
Мышка бежала, Хвостиком махнула — Яичко упало (бах) И
разбилось.
Дед и баба плачут;
Курочка кудахчет:
— Не плачь, дед, не плачь, баба,
Я снесу вам яичко другое,
Не золотое — простое.
3. Развитие дыхания. Покажите детям маленькую
корзинку. Скажите, что курочка Ряба передала им небольшой подарочек. Предложите
детям отгадать (по описанию) и назвать то, что лежит в корзинке. Опишите
перышко: «Их много у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набивают
подушки и перинки».
Если дети не смогли отгадать, предложите им закрыть
глаза и дайте пощупать то, что лежит в корзинке. Попросите, не открывая глаза,
сказать, что они щупали (перышко). Предложите детям открыть глаза и посмотреть
на перышко. Спросите: «Что это?» Попросите вспомнить и сказать, кто его подарил
(курочка Ряба). Предложите детям взять по одному перышку из корзинки. Попросите
погладить перышко, при этом вместе с вами приговаривать: «Перышко мягкое,
пушистое».
Положите перышко на ладошку ребенка. Предложите
ребенку подуть на него. Напомните, что дуть нужно долго. (Покажите как.)
Посмотрите вместе с детьми, как перышко слетает с ладошки, скажите: «Перышко
легкое! Оно летит». Предложите детям положить перышко на ладошку, ладошку
поднести к губам и подуть на него.
Порадуйтесь вместе с детьми, похлопайте в ладоши.
4. Развитие мелкой моторики — «Конструирование из спичек». Покажите детям перышко.
Напомните, что его подарила курочка Ряба. Предложите рассмотреть перышко,
выделить его части, провести по ним указательным пальчиком. Скажите, что
перышко можно выложить из счетных палочек понравившегося ребенку цвета (или
спичек).
Рассмотрите вместе с детьми образец, по которому они
будут выкладывать перышко. Покажите, как это можно сделать. Выложите около
образца из палочек (спичек) перышко. Раздайте детям схемы выкладывания перышка.
Попросите детей выложить «такое же» перышко рядом с образцом.
Если ребенок не может выложить перышко по образцу,
предложите ему наложить палочки (или спички) на образец.
5. Развитие зрительного внимания. Положите перед каждым ребенком
картинку «Лабиринт». Предложите детям рассмотреть лабиринт. Попросите назвать
предметы, изображенные в верхней части лабиринта (чашка, тарелка, корзина).
Спросите, кто изображен в нижней части лабиринта (баба).
Предложите найти ту дорожку, по которой баба может
дойти до корзинки и взять из нее простые (белые) яйца. Попросите ребенка
провести указательным пальчиком по дорожке, ведущей к корзине, и показать бабе
путь, по которому ей нужно идти.
Спросите: «Что можно приготовить из яиц?» (Сварить, приготовить яичницу
или омлет.)
6. Развитие сенсорного восприятия. Предложите детям рассмотреть сюжетную картинку «Две
бабы» и рассказать о том, кто нарисован на картинке. Задайте вопросы по
содержанию картинки.
Что каждая баба держит в руке? (Корзину.) Что лежит в
корзине? (Яйца.)
1 Если у ребенка хорошо развита мелкая моторика, то
лучше использовать спички, предварительно удалив серные головки. Можно намочить
спички в растворе марганцовки и высушить — тогда они приобретут красивый
светло-коричневый цвет.
Какие яйца лежат в корзине первой бабы? (Два простых и
одно золотое.) Какие яйца лежат в корзине второй бабы? (Только два простых,
золотого яйца нет.)
Обратите внимание детей на эмоциональное состояние
каждой бабы. Спросите детей: «Какая первая баба на картинке?» (Веселая.) «А
какая вторая баба на картинке?» (Грустная.) Предложите детям подумать и
рассказать, почему вторая баба грустная? (В ее корзинке нет золотого яйца,
только два простых — белых.) Попросите детей найти в корзинке веселой бабы золотое яйцо. Спросите: «Сколько
золотых яиц в корзине?» (Одно.)
Если речь ребенка развита еще недостаточно, предложите
ему показать «такое же» количество пальцев — поднять вверх указательный палец
ведущей руки. (Один палец — одно яйцо.) Спросите: «Сколько в корзине лежит
простых яиц?» (Много.)
Предложите показать на пальцах «много»—расставить
пальцы обеих рук и покачать ладошками с выставленными вверх пальцами.
7. Подведение итогов. Давайте только положительную
оценку действиям детей на занятии. Постарайтесь назвать каждого ребенка по
имени и похвалить его персонально.
|