Предварительная работа: картинки с изображенными
персонажами сказки закройте стикерами с липким слоем подходящего размера;
раскрасьте репки для игры «Мал мала меньше»; приготовьте карточки для глобального
чтения.
Цели занятия
Воспитательные — вырабатывать у ребенка учебные навыки: отвечать на
вопросы «где это?», «кто это?», «что это?», не перебивать говорящего; воспитывать
положительные качества личности — уверенность в себе, смелость, умение
сопереживать.
Обучающие — расширять активный словарь ребенка за счет имен
прилагательных, обозначающих величину, употреблять в речи имена
существительные в предложном падеже с предлогами «в», «на»; предлоги «за», «впереди»; способствовать употреблению
усвоенных слов в самостоятельной речи; учить употреблять в речи наречия.
Развивающие — развивать зрительное внимание — умение рассматривать
иллюстрации, узнавать изображения и силуэты; развивать слуховое внимание —
умение вслушиваться в речь взрослого; развивать мышление — отгадывать загадки;
развивать зрительную память — обучение глобальному чтению.
Оснащение:
— предметные картинки с изображением героев сказки;
— карточки для глобального чтения в двух экземплярах
со словами: «дед», «баба», «репка», «внучка», «собака», «кошка», «мышка», «ав»,
«мяу», «пи» (см. Приложение);
— предметные картинки для игры «Мал мала меньше»;
— предметные картинки «Где что лежит?».
Ход занятия
1. Организационный момент. Предложите ребенку
рассмотреть картинки «Где что лежит?». Попросите показать репку.
2. Совместное рассказывание сказки (с опорой на предметные
картинки). Рассказывайте (читайте) сказку по тексту, приостанавливаясь при
появлении каждого героя. Дайте ребенку предметную картинку с его изображением
(с приклеенным заранее стикером с липким слоем). Предложите ребенку сорвать
стикер с картинки и назвать этого героя сказки. Затем попросите ребенка положить
картинку на стол. По ходу действия сказки ребенок последовательно выкладывает
на столе картинки с изображением всех персонажей сказки по мере появления и
называет их.
3. Развитие грамматической стороны речи. Предложите
ребенку посмотреть на картинки и рассказать, кто идет впереди всех.
Кто идет за дедом?
Кто идет за бабкой?
Кто идет за внучкой? Кто идет за Жучкой? Кто идет за
кошкой? Кто идет последним?
4. Развитие зрительного внимания. Предложите ребенку
внимательно посмотреть на фигурки выставленных персонажей сказки. Попросите
ребенка отвернуться, а сами в этот момент уберите одну фигурку. Попросите
ребенка повернуться и внимательно посмотреть на фигурки. Спросите: «Кто
спрятался?»
Поиграйте так 3-4 раза.
5. Глобальное чтение. Возьмите фигурку деда. Поставьте
ее на стол. Назовите: «Дед». Возьмите карточку со словом «Дед», подложите ее к
фигурке. Скажите, показывая сначала на фигурку, а затем на карточку: «Дед».
Положите перед ребенком две карточки—«дед» и «баба».
Предложите подобрать «такую же» карточку (с таким же словом) к каждой
карточке, лежащей под фигурками.
Если ребенок легко справился с предложенным заданием,
попросите его аналогично подобрать карточки к другим героям сказки — внучке,
собаке, кошке.
6. Развитие сенсорных представлений. Предложите
ребенку поиграть в игру «Мал мала меньше». Дайте ему картинки с изображением
репок разного размера. Попросите поставить репки в ряд — от самой большой до
самой маленькой; затем — от самой маленькой до самой большой. Предложите
ребенку рассмотреть репки и найти среди них ту, которую тащил дед.
7. Развитие мышления. Предложите ребенку отгадать
загадки, глядя на фигурки персонажей сказки.
Не говорит и не поет, Мохнатенькая,
А кто к хозяину идет, Зубастенькая,
Она знать дает. Молоко пьет,
(Собака) Песенки поет.
(Кошка) ......
Маленький шарик
Под лавкой шарит.
(Мышка)
8. Развитие грамматики. Предложите ребенку посмотреть
на сюжетную картинку «Где что лежит?». Спросите, что на ней нарисовано (банка,
корзина, блюдце, тарелка). Задайте ребенку вопросы.
Где лежат репки? Где лежит капуста? Где лежат
помидоры? Где лежат огурцы?
9. Подведение итогов занятия. Похвалите ребенка.
|