Цель. Выяснить понимание детьми нравственных качеств и
поступков героев и отношение к ним. Задачи.
Воспитательные. Закрепить умение высказывать свое
отношение к героям сказок. Продолжать формировать умение адекватно оценивать их поступки. Формировать
такие нравственные качества, как честность, послушание, справедливость.
Обучающие. Продолжать закреплять умение обыгрывать
сказки с помощью игрушек, кукол, моделей. Продолжать учить взаимодействовать в
игре, исполняя определенную роль, самостоятельно выбирать партнера. Закреплять
умение ставить перед собой задачу и самостоятельно ее решать. Развивающие.
Развивать умение решать проблемные ситуации. Развивать логическое и образное
мышление, речь, память.
Словарная работа. Ввести в активный словарь детей
слова: фланелеграф, эпизод, партнер, персонаж, жадная, непослушная, справедливая,
добрая, наказала, оттрепала, пекарь, мука.
Предварительная работа.
• Обыгрывание сказки «Колобок» с помощью варежкового
театра, сказки «Маленькая красная курочка» - с помощью настольного театра,
сказки «Лисичка со скалочкой» - на фланелеграфе с помощью моделей.
• Беседа о нравственных качествах героев сказок.
• Изготовление атрибутов для подвижной игры
«Гуси-гуси» и настольного театра «Маленькая красная курочка».
• Изготовление варежкового театра для сказки «Колобок»
(с помощью родителей).
Материал. Персонажи и декорации к сказке «Колобок»
(варежковый театр), «Лисичка со скалочкой» (фланелеграф); игрушки-самоделки для
подвижной игры «Гуси-гуси».
Ход занятия
Воспитатель заблаговременно и втайне от остальных
детей договаривается с одним ребенком о том, что он сыграет фрагмент роли героя
сказки. Дети должны угадать сказку по фрагменту, сказать, чем она закончилась,
и обыграть концовку. Если ребенку-артисту требуется партнер, он выбирает его
сам. Воспитатель консультирует и заранее просматривает фрагмент, который будет
разыгрываться.
Воспитатель предлагает назвать сказки, которые дети не
просто слышали, знают, но и в которые умеют играть. «Хотите, мы опять в них
поиграем? А может быть, это будут другие сказки, а не те, в которые мы играли в
прошлый раз? Мы обязательно поиграем, но при условии: вы найдете названную мной
сказку в группе и ответите на мои вопросы, внимательно выслушав их до конца.
Чтобы ответить, нужно поднять руку».
• Где у нас в группе расположена сказка «Колобок»?
• Мы посмотрим сегодня один эпизод из этой сказки: как
Колобок встретился с лисой. Сыграет этот фрагмент Лена.
Лена сама выбирает себе партнера для игры, и они
показывают предложенный воспитателем эпизод на ширме при помощи варежкового
театра.
• Как Колобок попал в беду?
• Можно ли помочь Колобку? Как?
• Кто из вас поможет Колобку спастись от лисы? Что он
сделает?
• Как можно назвать Колобка, который без разрешения
ушел из дома?
• Можно ли сказать, что Колобок дразнил всех зверей в
лесу, хвастался своим поступком?
Далее воспитатель закрепляет в речи детей слова:
поступок, непослушный, хвастливый, веселый. Предлагает еще раз подумать, как
можно помочь Колобку, пожалеть его, научить, подсказать. Отмечает, что у детей
разные взгляды на поступок Колобка, приветствует разнообразие мнений, хвалит
тех, кто хочет помочь Колобку.
Предлагает найти в группе еще одну сказку - «Лисичка
со скалочкой». Дети находят ее на фланелеграфе, отмечают необычность
изображения ее персонажей: лиса - оранжевый овал, собака - коричневый овал, дом
- красный квадрат, нора - черный прямоугольник.
Детям предлагают вспомнить, чем закончилась сказка
(лиса вместо девочки получила мешок с собакой). Сыграть этот эпизод предлагают
заранее подготовленному ребенку.
Вопросы к детям
• Чем закончилась сказка?
• Правильно ли сделала собака, что оттрепала лису? За
что она ее оттрепала?
• Если лиса всех обманывала, как можно ее назвать?
(Обманщица)
• Хорошо ли обманывать?
• Значит, собака правильно наказала лису?
• Кому-нибудь жалко лису? Чем можно ей помочь?
Воспитатель хвалит детей за желание помочь Колобку и лисе,
когда они оказались в трудной ситуации. Предлагает поиграть в подвижную игру
«Гуси-гуси». Один ребенок - волк, остальные дети - гуси. Они надевают на
пальчик бумажных гусей, которых изготовили заранее. Игра проводится
традиционно: гуси летают, а волк их ловит.
Далее воспитатель предлагает найти в группе сказку
«Маленькая красная курочка» (настольный театр) и девочке, заранее
подготовленной, показать эпизод, когда курочка принесла животным хлеб. Девочка
может сама выбрать помощника.
Вопросы к детям
• Чем закончилась сказка?
• Правильно ли поступила курочка, когда никому не дала
хлеб?
• Можно назвать ее жадной? Почему?
Детям, которые
считают, что курочка жадная, предлагают еще раз сыграть конец сказки и снова
спрашивают их мнение о курочке. Все вместе дети приходят к выводу: курочка не
жадная, а справедливая.
Занятие заканчивается появлением девочки-курочки (в
костюме), которая приносит пирог. Дети благодарят курочку за доброту и
угощение.
|