Для инсценирования литературного произведения нужно
сначала составить сценарий — произведение, по которому ставится спектакль.
Сценарий включает не только текст, который произносят актеры (герои
произведения), но и указания о расположении актеров на сцене во время действий
спектакля (мизансцены), описание обстановки, характера переживаний, поступков,
жестов, интонаций действующих лиц, выход и уход их со сцены (ремарки). На первом этапе подготовки спектакля воспитатель
выступает не только в роли режиссера-организатора и руководителя постановки; он
определяет и то, какими должны быть куклы-персонажи пьесы, декорации, реквизит,
музыкальное сопровождение. При составлении сценария очень важно не исказить идеи
произведения, помнить, что речь и поступки каждого персонажа мотивированы
свойствами его характера и сюжетными ситуациями. Моменты описания событий в художественном
произведении, повествование от автора в сценарии частично переводятся в
ремарки, в поступки персонажа, но в большей мере — в прямую речь действующих
лиц, чтобы дети правильно воспринимали суть происходящих событий. Так, начало сказки «Лисичка-сестричка и серый волк»
лучше дать как монолог лисы, а не от автора: дети сразу же включаются в
действие, с особой остротой следят за тем, что же произойдет дальше. В сказке
«Заяц, лиса и петух» авторскую фразу: «Сидит заяц и плачет, горюет, лапками
слезы утирает» — надо реализовать не только в действиях персонажа, но и
сопроводить прямой речью зайца, чтобы полнее раскрыть его состояние,
настроение: «Ох, горе мне, горе... выгнала меня лиса... где же я теперь жить
буду?» Пример. Колосок Пролог. На авансцене появляется Петушок Голосистое
горлышко. Петушок: Здравствуйте, дети! О, сколько вас! Вот, я
вижу, Коля, Оля, Леночка, Сережа и Наташа тоже... А меня зовут Петушок
Голосистое горлышко. Как вы думаете, почему? Дети: Ты громко поешь. Петушок: Верно, я люблю петь! Появляются мышата Крутъ
и Вертъ. Они направляются к Петушку, вертятся, возятся, пищат. Петушок: А это мои друзья: Круть и Верть. Они такие
непоседы! Мышата: Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуйте! Петушок: Мы живем дружно, ладно, в согласии. Только
вот однажды мы были недовольны друг другом... А почему? Сейчас вы все сами
узнаете. Смотрите! Петушок и мышата уходят. Тишина... Картина 1-я. После небольшой паузы занавес
открывается. На сцене — белый домик, крытый соломой. На изгороди — кувшины, за
изгородью на переднем плане — подсолнухи, на втором — огородное пугало. Небо
чистое, голубое. Из-за крыши дома поднимается солнце, из двери выходит Петушок.
Петушок (взмахивает крыльями, поет): Только зоренька
займется, Только солнышко проснется — Я пою: «Ку-ка-ре-ку!» Не лежите на боку,
Живо, дружно поднимайтесь! За работу принимайтесь! Эй, Круть! Верть! Вставайте!
(Подходит к окошку, заглядывает в него.) — Спят! Вот лежебоки! Но ничего, я пока двор подмету. (Берет метлу, метет,
поет.) Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Я работаю легко, Люблю утро раннее, Солнышка сияние! (Приглядывается к чему-то на земле.) — Постой, постой, постой... Что это? Колосок! Да
пшеничный! (Повернувшись к дому, зовет.) — Круть! Верть! Глядите, что я нашел! Мышата (подбежав к Петушку, смотрят, нюхают колосок,
радуются). — Колосок! Пшеничный колосок! Нужно его обмолотить! Петушок: А кто будет молотить? Круть: Только не я! Верть: Только не я! Петушок: Ладно, я обмолочу. Берет цеп (палку),
обмолачивает колосок, сгребает зерна в кучу, ссыпает в мешок. Мышата, время от
времени поворачиваясь в сторону Петушка, играют в лапту. Круть: Обмолачивает? Верть: Да. Круть: Уже сгребает зерно! Верть: Вот уже ссыпал в мешок! Петушок: Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я
зерна намолотил! (Держит крыльями полный мешок зерна.) Мышата подбегают к мешку, заглядывают в него, нюхают
зерно, радуются. Круть: Теперь нужно зерно на мельницу нести! Верть: Муки намолоть! Петушок (поворачивается к мышатам): А кто понесет? Круть (отворачиваясь): Только не я! Верть (так же
отворачиваясь): Только не я! Петушок (со вздохом): Ладно, я отнесу зерно на
мельницу. (Взваливает мешок па плечо, уходит.) Верть: Долог день до вечера, коли делать нечего... Круть: Давай, Верть, в чехарду играть! Верть:А как? Круть: Я встану, а ты разбегись и прыгай через меня;
потом ты будешь стоять, а я через тебя перепрыгну. Верть: Давай, давай играть! Это ты хорошо, Круть,
придумал. Круть и Верть прыгают, визжат, хохочут. Устали, сели
на завалинку.
Петушок возвращается с мельницы, несет
мешок с мукой на тече, останавливается, вздыхает,
обмахивает голову крылом. Петушок (зовет мышат): Сюда, Круть, сюда, Верть! Я
муку принес. Мышата прибежали, радуются. Круть: Ай да Петушок! Верть:
Ай да молодец! Круть:
Теперь нужно
тесто замесить... Верть: Да пироги печь. Петушок (все еще тяжело дыша). Кто будет месить? Круть (отвернувшись вправо): Только не я! Верть (отвернувшись влево): Только не я! Петушок (покачав головой): Видно, мне придется... Картина 2-я. У печки стоит стол, скамья, деревянная
лопата; на стене висит расшитое полотенце; печь украшена ярким орнаментом. Петушок месит тесто, несет дрова, топит печь, сажает в
нее пироги. Петушок (приговаривая): Ну и тесто! Славные будут пироги! Дровишки-то
сухие! Живехонько пироги испекутся! Мышата (за окном пляшут и поют): Очень любим сыр, сыр,
Хоть в нем много дыр, дыр! Очень любим пироги, С начинкой из кураги! Петушок (вынимает из печи пироги): Ох, какие румяные,
душистые! (Выкладывает горкой на столе, любуется ими, поет.) Славно нынче поработал И поем теперь в охоту. Пироги, пироги, Румяные пироги... (Хлопает крыльями, приплясывая.) Вбегают мышата и поспешно садятся за стол. Круть: Ох, и проголодался я! Верть: Ох, и есть мне хочется! (Тянутся к пирогам.) Петушок: Подождите, подождите! Вы мне сначала скажите:
кто нашел колосок? Круть и Верть (громко): Ты нашел! Петушок: А кто колосок обмолотил? Круть и Верть (потише): Ты обмолотил! Петушок: А кто зерно на мельницу носил? Круть и Верть (совсем тихо): Тоже ты. Петушок: А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил?
Пироги кто пек? Круть и Верть (чуть слышно): Все ты. Все ты... Петушок: А вы что делали? Круть и Верть, опустив головы, молча выходят из-за
стола. Петушок:
Веселись, играй — да дело знай! Да, тяжело тому жить, кто от работы бежит.
|