Цель: Формировать представления о различных аспектах жизни героев
Древней Руси на основе былины "Илья Муромец и Соловей Разбойник". Учить
пересказывать былину с помощью опорных картинок. Закрепить в речи слова и
выражения: калики перехожие, дорожка заколодена, замуравлена, Черная
Грязь, лук разрывчатый, стрела колена, око со косицею, стольный
Киев-град. Закрепить в речи названия предметов мебели и кухонной утвари:
коромысло, прялка, люлька, печка и т.д. Закрепить знания детей об
элементах костюма русского богатыря, закрепить в речи их названия. Ход: Звучит сказочная музыка. Дети заходят в группу, навстречу к ним
выходит сказочница - воспитатель в русском народном костюме. Ведущая: Здравствуйте люди добрые, добро пожаловать к нам в Древнюю
Русь. Сегодня мы отправимся в чудесное путешествие, будем странствовать по
былинам. А что такое былина? Дети: это русские народные песни-сказания. В: Молодцы! Я вижу, что вы любите былины, так давайте отправимся в
одну из них. А чтобы туда попасть, вы должны разгадать мою загадку. (Показывает карточку с изображением печи и колодца). В: Угадайте, какой былине принадлежат эти вещи. Дети: Это вещи из былины про Илью Муромца. В: Замечательно! (Звучит короткий музыкальный отрывок в знак
правильного ответа) А теперь, посмотрите вот сюда (Показывает изображения различных
построек) Скажите, в каких из данных построек жили простые люди Древней Руси? Дети: В деревянных домах, построенных из бревен. Ведущая предлагает построить из конструктора деревянную избу - как
строили ее раньше без единого гвоздя. (Конструктор лежит на столе. Дети становятся вокруг, воспитатель
помогает распределить обязанности и дети строят избу). В: Молодцы! А теперь вспомним, как была обустроена Русская изба
внутри? Какие предметы находились в ней и для чего они предназначались? Примерные ответы детей: Здесь есть качка, в ней качали ребенка; печка
служила для приготовления пищи; с помощью прялки пряли шерстяные нитки; В: Вот в такой избе жил Илья Муромец. А сейчас, давайте попробуем с
вами рассказать былину сами, а помогут нам в этом опорные картинки.
(Сидящим полукругом детям, предлагается рассмотреть опорные картинки с
условными изображением эпизодов былины). Дети пересказывают былину, с
опорой на них: "В городе в Муроме жила семья и был у них сын Ильюшенька, который не
мог ходить и лежал на печи 30 лет и 3 годика. Однажды к нему постучались
калики -перехожие и попросили водицы испить. Тут случилось чудо чудное:
встал Илюшенька испил сам водицы и почувствовал в себе силу
богатырскую". В: Сейчас вам предстоит правильно собрать богатыря в дорогу. У него
много одежды - выберете нужную и назовите её. Дальше детям предлагается вернуться к опорным картинкам и продолжить
пересказ. "А как стал Илюшенька богатырём, так отправился совершать подвиги
ратные. Узнал, что возле города Чернигова сидит враг неведомый. Сидит
там Соловей Разбойник. И свищет он по-соловьиному, кричит по-звериному. И
от этого травушка-муравушка заплетается." В: На Руси всегда любили помериться силушкой богатырской. Подвижная игра "Петушиные бои". (См. приложение). Дети возвращаются к картинкам и завершают пересказ. "Когда Илья Муромец подъехал ближе, Соловей засвистел. Добрый конь
Ильи Муромца стал спотыкаться. А он берёт тугой лук разрывчатый и стрелу
колену, накладывает и стреляет во врага и выбивает око со косицею.
Пристегнул его к стремячку и повёз по чисту полю. Прямо в сольный Киев
град ко князю Владимиру".
|