Цель: Продолжать формировать представления о
некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и
Микула". Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя.
Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст,
лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать
аналитическое и образное мышление. Воспитывать интерес к истории и
культуре Древней Руси. Материалы: Фишки-кружки с изображением колоска.
Ход:
В: Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не
побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много
разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую.
(Звучит фонограмма криков петухов).
В.(зазывая):
Ку-ка-ре - ку-ка-ре-ку,
Не лежите на боку!
Добры молодцы, вставайте,
Девки, косы заплетайте,
Пастушок, в рожок играй -
Новый день скорей встречай!
В: Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с
первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси?
Почему люди вставали рано?
Д: Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды
принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше
только земля кормила людей.
В: Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине
"Вольга и Микула". Итак, кто они такие?
Д: Вольга был знатный князь, а Микула - простой крестьянин.
В: Хорошо, так как же они такие разные встретились?
Д: Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула
работал в поле, то есть на земле.
В: Я предлагаю поиграть в игру "Кто больше знает на тему
"Земледелие".
(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с
изображением колоска. Кто больше наберёт "колосков", тот - победитель.
Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха,
борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.)
В: Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и
Микулой?
Д: Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех
городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но
Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой
вынул. Так засеял он поле пшеницей и поехали они.
В: Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими
орудиями труда, а их было много.
(Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).
· В лес идёт - домой глядит, из лесу идёт - в лес глядит.
(Топор).
· Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт.
(Пила).
· Деревянная шея, железный клюв, стучит - тук, тук, тук.
(Молоток).
· Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я
тяну. (Иголка с ниткой).
· Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка).
· Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник).
В: Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских
народных игр в закличке встречается слово "житница"?
(Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Дятел".
Дети выбирают водящего - дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел
встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова:
Ходит дятел у житницы,
Ищет зёрнышко пшеницы.
Дятел отвечает: Мне не скучно одному,
Кого хочу, того возьму.
С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт
в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра
повторяется.)
После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины.
Д: Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и
управлять им.
В: Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не
все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных
средств.
Детям предлагается завершить коллективную работупо теме "Вольга и Микула".