Цель: Продолжать формировать представления о
некоторых аспектах жизни древних славян на основе былины "Вольга и
Микула". Упражнять в пересказе былины с помощью вопросов воспитателя.
Закрепить в речи детей слова и выражения: оратай, сошка, ракитов куст,
лихие люди. Упражнять в подборе слов на заданную тему. Развивать
аналитическое и образное мышление. Воспитывать интерес к истории и
культуре Древней Руси. Материалы: Фишки-кружки с изображением колоска. Ход: В: Ребята, мы с вами уже опытные путешественники и где только не
побывали, чего только не видали! Но вы знаете, что ещё очень много
разных былин есть на Руси. И сегодня мы отправимся в следующую. (Звучит фонограмма криков петухов). В.(зазывая): Ку-ка-ре - ку-ка-ре-ку, Не лежите на боку! Добры молодцы, вставайте, Девки, косы заплетайте, Пастушок, в рожок играй - Новый день скорей встречай! В: Слышите? Это крики петухов. Раньше люди на работу вставали с
первыми криками петухов. А скажите, чем занимались люди в Древней Руси?
Почему люди вставали рано? Д: Они вставали рано, чтобы успеть сделать много дел: воды
принести, дров наколоть, печь растопить, скотину накормить. Раньше
только земля кормила людей. В: Молодцы! Вот в такое раннее утро мы с вами оказались в былине
"Вольга и Микула". Итак, кто они такие? Д: Вольга был знатный князь, а Микула - простой крестьянин. В: Хорошо, так как же они такие разные встретились? Д: Вольга ехал со своей дружиной собирать дань с городов, а Микула
работал в поле, то есть на земле. В: Я предлагаю поиграть в игру "Кто больше знает на тему
"Земледелие". (За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку-кружок с
изображением колоска. Кто больше наберёт "колосков", тот - победитель.
Примерные ответы детей: пахать, сеять, земля, урожай, пашня, соха,
борозда, крестьянин, семена, лошадь и т.д.) В: Возвращаемся к былине. О чём был разговор между Вольгой и
Микулой? Д: Микула предостерёг Вольгу об опасности, рассказал, что в тех
городах живут лихие люди. Вольга предложил ему отправиться с ним. Но
Микула не хотел бросать сошку. Микула дёрнул её из земли и одной рукой
вынул. Так засеял он поле пшеницей и поехали они. В: Ребята, вы, конечно, поняли, что все крестьяне дорожили своими
орудиями труда, а их было много. (Воспитатель загадывает загадки об орудиях труда и предметах быта).
· В лес идёт - домой глядит, из лесу идёт - в лес глядит.
(Топор). · Скоро ест и мелко жуёт, сама не глотает и другим не даёт.
(Пила). · Деревянная шея, железный клюв, стучит - тук, тук, тук.
(Молоток). · Я прыгаю по полотну и нитку длинную из уха, как паутину, я
тяну. (Иголка с ниткой). · Сама не ем, а людей кормлю. (Ложка). · Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник). В: Сейчас я загадаю самую трудную загадку: в какой из русских
народных игр в закличке встречается слово "житница"? (Дети отгадывают. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Дятел".
Дети выбирают водящего - дятла. Все встают в пары и образуют круг, дятел
встаёт посередине. Играющие ходят по кругу и все вместе говорят слова: Ходит дятел у житницы, Ищет зёрнышко пшеницы. Дятел отвечает: Мне не скучно одному, Кого хочу, того возьму. С этими словами он быстро берёт за руку одного из играющих и встаёт
в круг. Оставшийся без пары встаёт в середину круга, он дятел. Игра
повторяется.) После игры воспитатель предлагает закончить пересказ былины. Д: Вольга Святославович оставил Микулу Селяниновича жить в городе и
управлять им. В: Мы побывали в этой былине, но ваши родители, бабушки, дедушки не
все её знают. Давайте расскажем эту былину с помощью изобразительных
средств. Детям предлагается завершить коллективную работу (коллаж, см.
Предварительную работу) по теме "Вольга и Микула".
|