1.Познакомить детей с новым видом загадок - загадками-метафорами.
2.Уточнить представление детей о жанровых особенностях и видах загадок
3.Закреплять знание детей особенностей разных литературных жанров.
4.Развивать связную речь дошкольников, упражнять в составлении загадок
5.Воспитывать интерес к художественной литературе.
Материал:
1.Сказочная яблоня.
2.Мешок Бабы Яги.
3.Сундук
4.Предметные картинки (с изображением сказочных героев, животных,
сказочных предметов).
5.Фрагменты карты с подсказками
6.Макет книги с загадками
7.Звукозаписи (сказочная музыка, голосовое письмо Василисы Премудрой).
Ход занятия:
Воспитатель: Что такое, подскажите, Там игрушки не сидят. Книги выстроились в ряд, Ждут читающих ребят... Дети: Книжная полка, книжный шкаф, библиотека... Воспитатель: Как вы догадались? Дети: Я считаю...(я думаю..., мне кажется..., по-моему...) что это — библиотека, потому что, во-первых, там книги стоят в ряд, во-вторых, игрушек там нет, в-третьих, туда ходят те, кто умеет читать. Поэтому, это - библиотека.
Воспитатель: Правильно, библиотека.
Воспитатель: У нас в группе тоже есть библиотека (подводит детей). В ней находятся разные книги. С какими вы знакомы?
***Дети вспоминают, какие книги есть в их библиотеке.
Воспитатель: Книг в нашей библиотеке очень много, разных по оформлению и содержанию, разных жанров. Догадайтесь, к какому жанру относятся следующие отрывки (воспитатель берет одну из книг и зачитывает отрывок, дети определяют жанр)
***Голос воспитателя выражает специфику жанра.
1.Жил-был маленький Паучок. И была у него страшная Паучиха-мамаша и множество братишек и сестренок. Паучиха разговаривала строгим страшным голосом. И вот в один прекрасный осенний день наш Паучок потихоньку убежал от Паучихи... (сказка).
Воспитатель: Почему ты так думаешь?
2.Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гром Как бы резвятся и играя, Грохочет в небе голубом (стихотворение). Воспитатель: Докажи, пожалуйста, свой ответ.
3.Мама недавно подарила Виталику аквариум с рыбкой. Очень хорошая была рыбка. Красивая. Виталик был рад, что у него есть карасик. (рассказ). Воспитатель: Объясни своим друзьям, почему ты так решил?
4.Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (скороговорка) Воспитатель: Ты уверен в своем ответе? Докажи нам.
5.Спереди — пятачок, сзади — крючок. Посередине — спинка, а в ней — щетинка (загадка). ***Дети называют жанр произведения, доказывают ответ.
***Из книги с загадками выпадает конверт.
Воспитатель (поднимает): Письмо какое-то! Ребята, присаживайтесь на палас, я прочитаю его (читает): Низкий поклон вам, добры молодцы и красны девицы! (Это для нас, наверное, письмо. Но каким-то необычными, сказочными словами написано). Была у нас книга. Непростая, заветная, волшебная. Обо всем на свете из нее узнать можно было. Но случилась беда страшная. Налетели ветры буйные, унесли нашу книгу за тридевять земель, в тридесятое царство. Заколдовали ее Баба-Яга с Кощеем. Помогите книгу вызволить. Без вашей помощи нам не обойтись!
Тот кто сказку назовет Реку смело перейдет, Сразу в сказку попадет И подсказки там найдет.
Оставляю вам подсказки. С низким поклоном, Василиса Премудрая.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, справимся с заданием Василисы Премудрой? ***Дети высказывают свое мнение, соглашаются помочь.
***Воспитатель приглашает подойти к ней и указывает на изображение реки. Воспитатель: А вот и река, кисельные берега ***Воспитатель называет свою сказку и перепрыгивает через «реку». приглашает детей ***Дети называют сказки и перепрыгивают через «реку». ***Звучит сказочная музыка.
Воспитатель: Василиса Премудрая нам говорила про подсказки. Поищем рядом с рекой что-нибудь необычное. ***Дети находят кусок карты. Воспитатель зачитывает задание. Воспитатель: Вероятно, это первая подсказка - сказочная загадка.
Воспитатель: Отгадайте, о чем я говорю. -Дерево волшебное С яблоками спелыми. Если съешь его плоды- От врага упрятан ты. ***Дети отгадывают загадку, доказывают ответ. Воспитатель: мы с вами знаем разные виды загадок, какая прозвучала только что? ( загадка-рифма)
Воспитатель: Послушайте еще: Она растет на сказочной поляне. На ее ветках есть листья и много спелых, наливных плодов. Может говорить человеческим голосом. Помогает спрятаться тому, кто отведает ее плод. ***Дети отгадывают загадку, доказывая ответ. Воспитатель: Какой вид загадки вы услышали?
Воспитатель: С наливными яблочками, но не корзина. Растет, но не цветок. Говорит, но не человек. С листочками, но не книга. Укрывает, но не одеяло. ***Дети отгадывают загадку, называют ее вид - загадка с отрицанием.
Воспитатель: Мы разгадали разные загадки об одном и том и тоже. ***Воспитатель переворачивает лист с заданием и показывает, что на ее обратной стороне что-то изображено ( дети определяют , что это часть карты, на которой изображена яблоня). Воспитатель: А вот и яблоня… (подводит детей к ней)
На ней — яблочки-картинки с изображением сказочных героев (Айболит, Конек-горбунок, Змей Горыныч, Кот-в-сапогах, Незнайка, Буратино)
Воспитатель: Яблонька непростая, сказочная. И плоды ее - сказочные. Яблоня подскажет нам, куда идти, если мы придумаем про сказочных героев загадки. Да не простые, а с красивыми словами. Загадки-описания. Загадывать будем в парах. ***Дети выполняют задание.
Воспитатель: Замечательно справились с заданием яблони. Не зря говорят «Ум хорошо, а два -...» Дети: Лучше. Воспитатель: Ребята, напомните мне, с какой целью мы отправились путешествовать по сказке? ( ищем волшебную книгу) Может быть, Василиса Премудрая оставила нам еще подсказку? Я предлагаю поискать. ***Дети находят подсказку под яблоней. ***Воспитатель переворачивает лист с заданием. Дети видят следующий фрагмент карты с изображением избушки на курьих ножках. Воспитатель: я думаю, нас там уже ждут. А добраться нам поможет превращение. ***Воспитатель срывает еще одно яблоко и предлагает всем детям дотронуться до него, чтобы превратиться в гусей-лебедей и долететь к месту следующего задания. \звучит музыка под которую дети, изображая лебедей двигаются
***Воспитатель приглашает к себе малышей, предлагает им дотронуться до яблока, чтобы снова превратиться в детей ***Воспитатель обращает внимание детей на мешок, лежащий около домика на курьих ножках. Достает оттуда листок с заданием. Воспитатель: Прочтем, что написано.
Сколько лет — никто не знает, В ступе и с метлой летает, Нос - крючком, горбом спина, С нечистью лесной дружна. Дом её — на курьих ножках, Ну, и вредная немножко...
Воспитатель: О ком загадка? (Баба-Яга). Я сомневаюсь, объясни, почему ты так считаешь? Дети: Я думаю, ... Я считаю,... Мне кажется, что это Баба-Яга, потому что, во-первых, она очень старая. Во-вторых, летает в ступе. В-третьих, она горбатая, нос ее крючком. В-четвертых, живет в избушке на курьих ножках. Значит, это — Баба-Яга.
Воспитатель: прочитаем, что еще написано (воспитатель делает интонацией нужные акценты)…
А в мешке ее — задание, Кто загадки — отрицание О животных сочинит, Тому дальше путь открыт!
Воспитатель: Что нам надо сделать? Дети: Надо придумать загадки-отрицания. Воспитатель: Да, непростое задание. Но, взялся за гуж... Дети: Не говори, что не дюж. Воспитатель: Вспомните загадки с отрицанием.
***Дети рассказывают загадки - Круглая, а не луна. Белая, а не бумага С хвостиком, а не мышь. - Не ездок, а со шпорами Не сторож, а всех будит. - Не огонь, а жжется
Воспитатель: Поиграем. Я бросаю мяч и называю слово описывающее животного - медведя. А тот, кто ловит - говорить, что бывает таким же. Начинать свой ответ нужно со слов: «Но не…»
Большой - но не дом (слон) Лохматый — но не пес Неуклюжий — но не пингвин (гусь) Косолапый — но не утка (попугай) Пушистый — но не снег (кошка, шапка, шуба) Короткохвостый — но не заяц Сладкоежка — но не ребенок. Живет в лесу — но не волк (лиса, заяц, еж). Рычит — но не волк. Зимой впадает в спячку — но не еж.
Воспитатель: Теперь составим загадку. Большой, но не… (слон). Лохматый, но не... (пес). Нос в меде, но не ... (пчела). ***Воспитатель передает ведущую роль ребенку. (дети загадывают загадки — отрицания о змее, козе, лягушке). В конце помогает составить загадку-отрицание. Воспитатель: Мы с вами с успехом выполнили задание. Пора бы и книгу волшебную найти, может она в мешке? ***Достает из мешка фрагмент карты, с изображением сундука и ключ. Переворачивает листок, читает послание от Бабы-Яги. Воспитатель: «Чтобы быстрее добраться до следующего испытания, я предлагаю воспользоваться ступой и метлами».
***Дети садятся в воображаемую ступу, делают имитационные движения руками \ звучит музыка \.
***Музыка затихает. Воспитатель предлагает детям подойти к сундуку.
Воспитатель: я уверена, книга волшебная в сундуке… ***Воспитатель достает листок с заданиями Читает: Он — богатый, всемогущий. Очень стройный, страшно злющий. Смерть его в конце иглы. Воспитатель: Чье это послание? Дети: Это от Кощея Бессмертного. Потому что... Путь подскажет, если вы, Взяв с собой смекалку в дело, Загадаете умело О предметах, В сундуке, Строчки с рифмою в конце. Воспитатель: Какое задание нужно выполнить? Дети: Составить загадки-рифмы. Воспитатель: Как говориться, за всякое дело берись... Дети: Умело. Воспитатель: Прежде чем выполнить задание, проведем разминку. Я даю ключ, передавайте его друг другу по очереди, у кого ключ тот и продолжает фразу.
Дидактическая игра «Рифмы»
Вспомните известные рифмованные сказочные выражения (прочитать 4-5).
***Воспитатель достает сундука предмет (топор) Воспитатель: Вспомните, в каких сказках есть топор. Дети: «Каша из топора» (у солдата), «Волшебник Изумрудного Города» (у Железного Дровосека), «Красная Шапочка» (у дровосеков). Воспитатель: Рассмотрим топор. У него есть…(деревянная рукоятка) и (железным, тяжелым наконечником). Для чего мы его используем? (рубим дрова). Покажите, как мы рубим дрова. В наших руках топор как будто кланяется дереву. Воспитатель: Попробуем вместе. Я буду начинать строчку, а вы — заканчивать.
За дровами мы идем - Мы с собой его …(берем). С головой тяжелой он - Всем деревьям шлет …(поклон).
Воспитатель: А этот предмет, из какой сказки? *** Воспитатель достает метлу Дети: Это — метла. Она из сказок про Бабу — Ягу - «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна-лягушка». ***Вместе с воспитателем дети сочиняют загадку:
Чтоб мусор смести, Нужна сноровка. Работать умеет Быстро и …(ловко)
Воспитатель: Ну и последний предмет (кувшин). В каких сказках есть кувшин? Дети: «Лиса и Журавль», «Дудочка и кувшинчик», «Лиса и кувшин». Воспитатель: Рассмотрим кувшин. Какой формы бока у кувшина? (округлые) Что можно сказать про горлышко кувшина в сравнении с боками (оно узкое). Для чего мы используем кувшин ( наливаем сок, молоко, воду…) ***Вместе с воспитателем дети сочиняют загадку:
Горлышко узко, круглы бока, Нужен нам для … (молока). Даже в жаркий день всегда В нем холодная … (вода).
Воспитатель: С данным заданием мы с вами справились. Мне кажется, я слышу чей-то разговор…
Воспитатель: Добро ли, коротко ли, добрались вы, ребята, до последнего, самого сложного испытания. Преодолеет его тот, кто так говорит, словно реченька журчит, чьи слова красивы, как в сказке...
Воспитатель: Как это: говорить красиво, как в сказке? Дети: Как в сказке, это значит, использовать красивые выражения, образные слова. Воспитатель: Наверное, вы правы. Мы с вами учились находить такие образные выражения в тексте и придумывать сами. Вспомните отрывки из стихотворений и загадок, в которых есть образные слова и выражения. ***Воспитатель зачитывает, а дети определяют образные выражения:
Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. (И. Бунин). Заколдован невидимкой Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна Понагнулась. как старушка Оперлася на клюку А над самою макушкой Долбит дятел на суку… (С. Есенин, «Пороша»).
*** Воспитатель может подсказывать детям наводящими вопросами «С чем сравнивает поэт лес? Как говорит о тереме? Воспитатель: И в загадках часто используются образные выражения. Попытайтесь их найти.
Махнула птица крылом Всякому мальчику И покрыла весь свет одним пером (ночь) По чуланчику (перчатка)
Над бабушкиной избушкой По небесам оравою Висит хлеба краюшка Плывут мешки дырявые (тучи) Собака лает, А достать не может(месяц) Сидит барыня в ложке, Свесив ножки (лапша).
Воспитатель: Ребята, попробуем как поэты сами подобрать образные выражения к слову «Облака» (дети предлагают варианты).
Воспитатель: Где-то затерялась последняя подсказка. Поищем ее вместе. ***Воспитатель достает последний фрагмент карты. Вместе с детьми складывают. Получается карта группы. Воспитатель: Эта карта мне что-то напоминает... Дети: Да это же карта нашей группы! Воспитатель: Тут красный крестик. Наверное, это то место, куда нам нужно прийти. Дети находят свое положение на карте и отыскивают место, отмеченное на карте крестиком. На этом месте обнаруживают книгу — заготовку. На страницах книга — рисунки - пометки по темам (Животные, растения, предметы быта...).
Звучит звукозапись: Добры молодцы и красны девицы! Отыскали вы книгу волшебную. Спасибо вам за это и низкий поклон! Только все загадки со страниц ее пропали!
Воспитатель: Ребята, поможем Василисе Премудрой и сказочным персонажам — заполним страницы книги загадками? Дети соглашаются. Воспитатель: Но не будем спешить. Ведь как говорится «Поспешишь...» Дети: Людей насмешишь. Воспитатель: Загадки будем придумывать и дома и на занятиях. А потом лучшие из них поместим в книгу. Согласны? Можно придумывать разные виды загадок (загадки-описания,…)