Пришло время затронуть самый важный из
всех вопросов. Замечали ли вы когда-нибудь, что если мы чувствуем себя
уставшими или забываем соблюдать правильный режим питания, наша реакция
на происходящие события ослабевает, и мы становимся невнимательны к
детям.
Бездуховность и безразличие к чаяниям
ребенка непременно влекут за собой отчужденность. Не проявляя истинного
внимания, вы только сдерживаете душевные порывы своего ребенка и
наблюдаете за ним со стороны, тем самым уклоняясь от личного участия.
Вы знаете, что каждый родитель в среднем
ежедневно предъявляет своим детям свыше 2000 беспрекословных
требований? Что представляют собой беспрекословные требования? Это
требования, предполагающие немедленное исполнение.
Вам нужно обязательно делать то, что вы
говорите. Отступая от своих слов, вы дадите своим детям повод думать,
что родители только говорят впустую, а сами ничего не делают, и они
непременно воспользуются вашим бездействием.
Представьте себе, что душа ребенка — это
ярко пылающий костер, разгорающийся все сильнее с каждым поленом,
которое вы в него подбрасываете. А теперь представьте, что кто-то
начинает засыпать этот костер песком. Что произойдет?
Время и терпение, потраченные на вашего
ребенка сегодня, помогут развить в нем способности, которые со временем
найдут применение в его взрослой жизни.
Когда мы пользуемся сравнениями, чтобы
объяснить причины нашего недовольства плохим поведением ребенка, то
непроизвольно заставляем его почувствовать, что от него все равно не
будет никакой пользы до тех пор, пока он не станет соответствовать тем
требованиям, которые мы ему предъявили.
Иногда дети ощущают себя карликами в
мире всемогущих великанов. Они склонны переоценивать способности
родителей (некоторые, те, что помладше, считают своих родителей эталоном
во всем) и недооценивать собственную значимость.
Часто нам бывает проще сделать
что-нибудь за своего ребенка, потому что, по правде говоря, мы умеем
делать все гораздо быстрее и рациональнее. Но, поступая таким образом,
мы лишаем его возможности познавать жизнь на собственном опыте.
Отдавая свою любовь другим, мы
непроизвольно хотим испытать такое же ответное чувство. Но каждый из нас
наделен индивидуальными особенностями, поэтому мы можем отдавать любовь
не так, как хочет принять ее другой, близкий нам человек.
Нет ничего проще для нас, чем принимать
решения за наших детей. Мы думаем, что все знаем лучше их, и уверены в
том, что они не способны принимать ответственные решения самостоятельно.
Неправда!
Очень важно соблюдать и уважать нормы
приличия в отношениях с ребенком. Как в физическом, так и в духовном
плане. Если мы будем переступать границы дозволенного, наш ребенок не
научится правильно строить свои взаимоотношения с другими людьми.
«Я — не такой, каким сам себя считаю,
я — не такой, каким меня считают другие, я — такой, каким себя считаю
на основании того, что думают обо мне другие». Автор этого высказывания неизвестен.
Нельзя научить самостоятельности, можно
только предоставить возможности для того, чтобы ребенок ее проявлял.
Другими словами, нельзя научиться плавать, сидя на берегу.
Ни наказание, ни жалость не являются
эффективными методами подготовки детей к жизни. Потому что, воздействуя
на ребенка с помощью «кнута» или «пряника», мы лишаем его возможности
выработать в себе два ценных качества, необходимых в современном
обществе, — ответственность и уважение.
Вы любите своих детей и хотите, чтобы
они были счастливыми и ничто не причиняло им боль. Однако при случае вы
можете шлепнуть или ударить их. Почему так происходит? Наверное, не
потому, что мы такие жестокие и безжалостные и не любим своих детей.
Если ребенок делает то, что ему не
положено делать, и вы бьете его за это по голове бейсбольной битой, то,
вероятнее всего, он никогда больше этого делать не будет.
Родители часто пользуются «тайм-аутом»
как исправительным методом воздействия на ребенка. Но если вы сами
устанавливаете контроль над тем, когда ребенку можно вернуться оттуда,
куда вы его в гневе отослали, то такой «тайм-аут» на самом деле
становится наказанием.
Задайте себе вопрос: «Что может
произойти в этой ситуации, если я не вмешаюсь?» Если ваше вмешательство
не является необходимостью, то вы лишаете ребенка возможности испытать
на себе естественные последствия собственных действий.