В возрасте от трех до пяти-шести лет
ребятишки очень любят рассказывать сказки, сочиняемые ими самими. У
самых маленьких это происходит в форме «чтения»: они держат в руках
раскрытую книгу и «читают».
Все, наблюдавшие за развитием детей, очень
хорошо знают, что малыш выражает свои мысли громкой речью. Увидев
привлекательный или неприятный для него предмет, ребенок сразу заявляет
об этом во весь голос.
Психолог Л. С. Выготский подчеркивал, что
детская речь с самого начала имеет социальный характер, т. е. направлена
на установление общения с другими людьми.
— А кота-та-та-та! А кота-та-та-та! — то
смеясь, то серьезно говорит мать, наклоняясь к четырехмесячному сынишке,
и он отвечает радостным взвизгиванием. Со стороны это смешно слушать —
ну что за «кота-та-та»? И почему обоим — и маме и малышу так весело?
Великие русские физиологи И. М. Сеченов и
И. П. Павлов придавали очень большое значение мышечным ощущениям,
возникающим при артикуляции. Сеченов писал: «Мне даже кажется, что я
никогда не думаю прямо словом, а всегда мышечными ощущениями».
Работу по тренировке пальцев можно начинать
с детьми в возрасте шести-семи месяцев. В этот период полезно делать
массаж — поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к
запястью и упражнения: брать каждый пальчик ребенка по отдельности в
свои пальцы, сгибать и разгибать его.
До сих пор мы говорили о таких
нарушениях речевой функции, при которых слух ребенка не страдает. Между
тем даже небольшое ухудшение слуха приводит к задержке развития речи.
Если же в этот период имеется значительная потеря слуха, речь ребенка
совсем не будет развиваться.
Недоразвитие речевой деятельности
(алалия) является или следствием того, что созревание нервных клеток
речевой области левого полушария в силу каких-то причин запаздывает, или
результатом раннего поражения этих клеток при инфекциях, интоксикациях,
родовых травмах или травмах вскоре после рождения.