На
начальном этапе важно сформировать у детей умение воспринимать
изображенную на картинке ситуацию как целостную, умение воспроизводить в
знакомых ситуация мысленное оперирование образами-представлениями,
опираясь на свой реальный практический опыт.
Здесь
важно научить ребенка устанавливать связь между предметами,
изображенными на картинке, определять необходимость использования
отсутствующего предмета, с помощью которого можно преобразовать ситуацию
соответственно условиям задачи.
На
этом этапе коррекционно-педагогической работы уделяется большое
внимание развитию у детей процессов сравнения, обобщения, конкретизации,
элементов суждения, умозаключения.
Задания на формирование умений выявлять связи между персонажами и
объектами, изображенными на картинках, рассуждать, делать вывод и
обосновывать суждения; анализировать сюжеты со скрытым смыслом
Цветные
обручи раскладываются на одной стороне комнаты. Педагог раздает одним
детям цветные шарики, а другим – цветные ленточки. Затем объясняет: «Вы
будете бегать по комнате, кто куда хочет, а когда я скажу: «Найди себе
пару!», вы будете искать того, у кого ленточка того же цвета, что и ваш
шарик. Затем надо надуть шарик и привязать к нему ленточку.
Замещение
– это использование при решении разнообразных умственных задач условных
заместителей реальных предметов и явлений, употребление знаков и
символов.
Дети
рассаживаются вокруг большого стола, на котором лежит большой лист
бумаги. Педагог рисует план групповой комнаты, обозначая четыре основных
ориентира: дверь, два окна, кукольный уголок, – и объясняет, что он
изображает.
Педагог
показывает детям красивую коробку и говорит: «Давайте рассмотрим, что
там лежит». Педагог рассматривает с детьми все игрушки и просит их
запомнить.
Оборудование: две
сюжетных картинки: на первой – мальчик везет в машине игрушечную
собачку и живого котенка; на второй – мальчик везет в машине только
игрушечную собачку
Цель
– учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их
свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом
существенный признак.
Ребенку
предлагают угадать, какие предметы плавают, а какие – тонут. Педагог
называет попарно группу предметов: деревянная палочка-гвоздь; деревянная
и металлическая линейки; деревянный и металлический шарики;
металлическая и деревянная пуговицы; деревянный и металлический
кораблики; металлическое и деревянное колечки и т. д.
Мы с проблемой аутизма ровесники, познакомились
больше сорока лет назад и связаны до сих пор, хотя встречаемся уже реже.
Во времена первой встречи у нас в стране проблема аутизма была еще
диковинкой – она не изучалась, литературы о ней не было, аутичные дети
были рассеяны по другим диагностическим рубрикам и никто не занимался
специально помощью им.
Аутизм не новое расстройство, а новый диагноз.
Такие дети были всегда, но ученые начали проявлять внимание к ним
сравнительно недавно. Некоторые психиатры описывали детей с поражениями
головного мозга, чье состояние очень напоминает то, что сегодня называют
аутизмом.
Каннер говорил, что умственное развитие при аутизме
существенно не страдает. Сегодня считается, что до 80 % аутичных детей
обнаруживают признаки умственной отсталости. Она может быть выражена в
разной степени и требовать разной помощи в зависимости от ее соотношения
с аутизмом.