Что такое чудо? Возможны ли чудеса? В воспитании
аутичного ребенка мы не можем ждать чуда, которое придет само и поставит
все с головы на ноги. Единственное возможное чудо – то, которое мы
будем творить сами.
Чем младше ребенок, тем труднее найти в его
поведении проявления, которые были бы оформленными симптомами тех или
иных расстройств. Их картина будет становиться отчетливее по мере роста и
созревания.
Начинается второй год жизни, когда развитие обычных
детей очень показательно – сам пошел, пытается говорить фразами,
усложняются игры… То, что раньше казалось мелочью или оставалось
незамеченным, теперь начинает обращать на себя внимание и тревожить все
больше, хотя совсем не всегда легко рассказать, что же именно в ребенке
не так и не то.
Даже здоровый взрослый, страдающий от монотонности
жизненной рутины и ищущий новых впечатлений, нуждается в сохранении
чего-то привычного как ниточки, связывающей вчера и сегодня. В чемодане
или кармане путешественника всегда есть какая-то милая мелочь, играющая
такую роль.
Ритуалом может стать практически любое действие.
Самые простые ритуалы, как мы уже говорили, восполняют недостаток
информации из окружающего мира. Это могут быть раскачивания из стороны в
сторону или вперед-назад, пробежки, прыжки, кружение, онанизм т. д.
«Он передвигается по квартире, как тайфун, там, где
он прошел, все разбросано или сломано», – рассказывает мать. «Кажется,
что все ломается от одного его взгляда», – говорит другая.
Действительно, за многими детьми не уследить – за ними стелется след
разрушений: разбитая посуда, разорванные книги, потоп в ванной,
перевернутая ваза…
Пугать и напугать аутичного ребенка может все
(«Даже то, что не может», – добавил в разговоре со мной один из отцов).
За большинством страхов так или иначе кроется неспособность достаточно
объемного видения мира.
То, что обычные дети осваивают сами или с
минимальной помощью взрослых и достаточно легко, для аутичных становится
трудной проблемой. Это особенно очевидно в повседневной жизни, в самых
простых житейских делах.
Иногда слышу от родителей, что легче смириться со
многими, даже тяжелыми нарушениями у ребенка, чем с его неспособностью к
общению. В ее преодолении, в обучении общению много препятствий, но это
не основание, чтобы терять надежду.
Мы отчасти уже касались особенностей игры у
аутичных детей. Даже в самых простых играх ребенок знакомится со
свойствами вещей: твердость и мягкость, тяжесть и легкость, гладкость и
шершавость, форма, цвет, размер и т. д.
Обучение всегда обращено к новому, что трудно из-за
свойственных аутизму сопротивления новому и настаивании на привычном.
Есть две возможности преодолевать это.
Аутичные дети по умению рассказать о том, что их
беспокоит, пожаловаться, призвать на помощь часто похожи на годовалых
малышей. Неблагополучие сказывается на поведении – беспокойство, плач,
возбуждение могут быть единственными явными признаками.
«Хорошо, – сказал один из отцов, – мы учим его всему, что нужно для общения, но как сделать, чтобы он хотел общаться?»
Действительно, человек – существо не только познающее, но и
чувствующее, эмоциональное, переживающее.
Отчасти мы уже касались этой темы. Чем тяжелее
проявления аутизма, тем больший акцент приходится делать на этих
методах, направленных не только на облегчение или снятие симптомов, но и
на помощь в развитии.
Из многих детей я выбрал именно ее не только
потому, что она оправдала казавшиеся несбыточными надежды, но и потому,
что это не могло бы случиться без удивительной душевной щедрости и силы
ее матери, не падавшей духом и не опускавшей руки даже в самые трудные
моменты.