Аутизм если не лишает общения с ребенком, то
серьезно ограничивает и затрудняет его, причиняет душевную боль,
заостряет и ставит по-новому многие вопросы жизни. Отношение к ребенку
рискует стать внутренне конфликтным: родительская гордость и стыд перед
окружающими, любовь и разочарование, надежда и отчаяние…
Аутизм меняет всю жизнь семьи. Приходится от
многого отказываться, во многом ограничивать себя. Отчасти эта ситуация
уже знакома по коротким заболеваниям, по периоду новорожденности.
Помогая ребенку, важно научиться видеть не только
явные достижения и большие победы, но и маленькие успехи – ростки
будущих достижений. Они нуждаются в умелой и бережной поддержке,
стимулирующем поощрении и направленном развитии.
Что ждет ребенка в будущем? Каковы перспективы?
Сможет ли он как следует приспособиться к жизни – учиться, работать,
иметь семью, детей, наконец, просто обходиться без нас? И еще тысяча
вопросов, за каждым из которых любовь и боль, надежды и опасения,
стремление и усталость.
Что такое чудо? Возможны ли чудеса? В воспитании
аутичного ребенка мы не можем ждать чуда, которое придет само и поставит
все с головы на ноги. Единственное возможное чудо – то, которое мы
будем творить сами.
Чем младше ребенок, тем труднее найти в его
поведении проявления, которые были бы оформленными симптомами тех или
иных расстройств. Их картина будет становиться отчетливее по мере роста и
созревания.
Начинается второй год жизни, когда развитие обычных
детей очень показательно – сам пошел, пытается говорить фразами,
усложняются игры… То, что раньше казалось мелочью или оставалось
незамеченным, теперь начинает обращать на себя внимание и тревожить все
больше, хотя совсем не всегда легко рассказать, что же именно в ребенке
не так и не то.
Даже здоровый взрослый, страдающий от монотонности
жизненной рутины и ищущий новых впечатлений, нуждается в сохранении
чего-то привычного как ниточки, связывающей вчера и сегодня. В чемодане
или кармане путешественника всегда есть какая-то милая мелочь, играющая
такую роль.
Ритуалом может стать практически любое действие.
Самые простые ритуалы, как мы уже говорили, восполняют недостаток
информации из окружающего мира. Это могут быть раскачивания из стороны в
сторону или вперед-назад, пробежки, прыжки, кружение, онанизм т. д.
«Он передвигается по квартире, как тайфун, там, где
он прошел, все разбросано или сломано», – рассказывает мать. «Кажется,
что все ломается от одного его взгляда», – говорит другая.
Действительно, за многими детьми не уследить – за ними стелется след
разрушений: разбитая посуда, разорванные книги, потоп в ванной,
перевернутая ваза…
Пугать и напугать аутичного ребенка может все
(«Даже то, что не может», – добавил в разговоре со мной один из отцов).
За большинством страхов так или иначе кроется неспособность достаточно
объемного видения мира.
То, что обычные дети осваивают сами или с
минимальной помощью взрослых и достаточно легко, для аутичных становится
трудной проблемой. Это особенно очевидно в повседневной жизни, в самых
простых житейских делах.
Иногда слышу от родителей, что легче смириться со
многими, даже тяжелыми нарушениями у ребенка, чем с его неспособностью к
общению. В ее преодолении, в обучении общению много препятствий, но это
не основание, чтобы терять надежду.
Мы отчасти уже касались особенностей игры у
аутичных детей. Даже в самых простых играх ребенок знакомится со
свойствами вещей: твердость и мягкость, тяжесть и легкость, гладкость и
шершавость, форма, цвет, размер и т. д.
Обучение всегда обращено к новому, что трудно из-за
свойственных аутизму сопротивления новому и настаивании на привычном.
Есть две возможности преодолевать это.
Аутичные дети по умению рассказать о том, что их
беспокоит, пожаловаться, призвать на помощь часто похожи на годовалых
малышей. Неблагополучие сказывается на поведении – беспокойство, плач,
возбуждение могут быть единственными явными признаками.
«Хорошо, – сказал один из отцов, – мы учим его всему, что нужно для общения, но как сделать, чтобы он хотел общаться?»
Действительно, человек – существо не только познающее, но и
чувствующее, эмоциональное, переживающее.
Отчасти мы уже касались этой темы. Чем тяжелее
проявления аутизма, тем больший акцент приходится делать на этих
методах, направленных не только на облегчение или снятие симптомов, но и
на помощь в развитии.
Из многих детей я выбрал именно ее не только
потому, что она оправдала казавшиеся несбыточными надежды, но и потому,
что это не могло бы случиться без удивительной душевной щедрости и силы
ее матери, не падавшей духом и не опускавшей руки даже в самые трудные
моменты.