К 9 месяцам малыш не только уверенно садится, но и из положения сидя может самостоятельно лечь. Хорошо встает, держась за мебель или окружающие предметы, стоит, опять садится.
Самостоятельно ходит,
но может и падать. Если ребенок боится ходить сам, помогайте ему. Лучше
дать малышу возможность подержаться за ваши указательные пальцы, а не
просто держать его за руки.
Бегает достаточно быстро и свободно. С опорой одной рукой о руку взрослого или хватаясь одной рукой за перила поднимается и спускается по лестнице, ставя по две ноги на каждую ступеньку (рис. 47).
К двум годам малыш самостоятельно, уже без опоры о перила или руку взрослого, поднимается и опускается по лестнице, приставляя одну ногу к другой на каждой ступеньке после каждого шага.
Уверенно бегает, подпрыгивает, приседает. Прыгает
на двух ногах вперед или подпрыгивает вверх, удерживая равновесие и не
падая. Проходит на цыпочках не менее шести-семи шагов.
Может уверенно стоять и ходить на цыпочках (носках). Все дети в этом возрасте могут стоять на одной ноге
не менее 5 секунд, подпрыгивать 1–2 раза на одной (ведущей, обычно
пpавой) ноге – на рисунке левша.
Если вы до пяти лет контролировали
развитие ребенка с помощью этого руководства и отклонений в развитии не
находили, то существенных проблем в начале посещения школы в 6 лет
возникнуть не должно.
Умеренная задержка в развитии
ребенка, по данным этой книги, еще не означает, что у ребенка имеются
отклонения в деятельности мозга. Руководство отражает средний уровень
развития, но некоторые здоровые дети развиваются чуть медленнее или
быстрее, чем это указано в инструкции.
Вы можете использовать два
нижеприведенных способа для того, чтобы проверить, отстает ли ваш
недоношенный ребенок в развитии от доношенного ребенка так, как это ему
положено в норме, или имеется дополнительная задержка развития вашего
ребенка из-за поражения его мозга.